Главная страница


E-mail

ОГЛАВЛЕНИЕ

»  Детский голос сильнее смерти

»  Мастер художественного
    слова (об И.А.Крылове
   1769-1844)


»  Судьба поэта-мыслителя
    (о Ф.И.Тютчеве 1803-1873)


»  Великий сказочник
    из Датского королевства
   (о Г.Х.Андерсене 1805-1875)


»  Женщины в жизни и
    творчестве И.С.Тургенева
   (1818-1883)


»  «Колумб Замоскворечья»
    (об А.Н.Островском 1823-1886)


»  В поисках правды и
    смысла жизни (о Л.Н.Толстом
   1828-1910)


»  Я американский Шолом
    Алейхем
    (о Марке Твене 1835-1910)


»  Мастер короткого
    юмористического рассказа
    (о О.Генри 1862-1910)


»  Знаток человеческих душ
    (о А.И.Куприне 1870-1938)


»  Тонкий наблюдатель мира
    (о Льве Квитко 1890-1949)


»  Ещё не раз вы вспомните
    меня и весь мой мир...
    (Николай Гумилёв 1886-1921)


»  "Я, кажется в грядущее вхожу,
    и, кажется, его я не увижу"
    (О.Э.Мандельштам 1891-1938)


»  Судьба Константина
    Паустовского (1892-1968)


»  И.Г.Эренбург (1891-1967)

»  Константин Паустовский -
    Интернационалист


»  Прерванный полёт
    Антуана де Сент-Экзюпери
    (1900-1944)


»  Жизнь и судьба
    Василия Гроссмана (1905-1964)


»  А.Т.Твардовский (1910-1971)

»  Величие Шекспира (1564-1616)

»  Мятежная душа поэта
    (о Джордже Байроне
   1788-1824)


»  Судьба гениального писателя
    (об Оноре де Бальзаке
   1799-1850)


»  Тернистый путь Теодора
    Драйзера к славе (1871-1945)


»  Мир приключений
    Джека Лондона (1876-1916)


»  "Бороться и искать,
    найти и не сдаваться!"
    (о В.А.Каверине 1902-1989)


»  "Об известном и неизвестном
    (по "Эпилогу" В. А. Каверина)


»  Стихи Бориса Коренфельда

»  К 15-летию рождения
    "Новостей" посвещается


»  Друзьям нашей газеты
    "Новости" посвящается





(pp)






СТАТИСТИКА

Счётчик Рейтинг@Mail.ru


«Я, КАЖЕТСЯ В ГРЯДУЩЕЕ ВХОЖУ, И, КАЖЕТСЯ, ЕГО Я НЕ УВИЖУ»


Анна Коренфельд



Продолжение. Начало здесь


Работает в московских культпросветучреждениях... Спасаясь от голода, Осип Эмильевич отправляется в Киев, затем - в Крым (но от эмиграции отказывается). Здесь начались его похождения по мукам: арестован врангельской контрразведкой, отпущен; бежит в независимую Грузию, где посажен меньшевиками, освобождён по ходатайству грузинских поэтов. При содействии Ильи Эренбурга осенью 1920г. ему разрешено вернуться в Россию. Попеременно живёт то в Петербурге, то в Москве. Спустя два года поселяется в Москве с молодой женой Н. Я. Хазиной (из семьи кантонистов), ставшей ему опорой на всю жизнь.
(sa)

В 1922г. в Берлине вышел сборник «Тристиа», включающий стихи 1916 - 1920г. г. В нём - непрерывная элегия о расставании с любимыми женщинами, умирающим Петербургом, Европой, Крымом, свободой; об отношении Осипа Эмильевича к Октябрьской революции, которое было неоднозначным: то он мужественно принимает «скрипучий поворот руля», то одержим щемящей тоской по безвременно «ушедшему миру»; В. И. Ленина называет то "октябрьским временщиком", готовящим»ярмо насилия и злобы» (об этом поэту напомнят двадцать лет спустя), то народным вождём, который берёт на себя «роковое бремя» власти...

В 1923г. вышел сборник "Вторая книга" - реквием по ушедшему («прекрасный жалкий и жестокий зверь с перебитым хребтом») («Век»), автор пророчит гибель старой культуры и её носителей, эти мысли волнуют поэта. Его стихи обострены чувством «отщепенчества», ненужности, потерянности. Об этом он пишет в одном из стихотворений «Нашедший подкову» (1923г. ). О чём думал Осип Эмильевич, когда писал его? О человеческом счастье, таком хрупком и недолговечном? О поэтическом таланте, которым одарила его природа?
(m)

ЛОТЛ - интернет-аукционы
В. Ходасевич определил поэзию Мандельштама как «танец вещей» и заметил, что его статьи волнуют «какими - то тайнами, заключёнными, вероятно, в корневой природе им сочетаемых слов». Его стихи Анна Ахматова называла «новой художественной мелодией». Марина Цветаева воспринимала Осипа Эмильевича как лирика и философа «с особенным словарём и максимальной оригинальностью». А Эдуард Багрицкий отмечал: «Я лечу свою астму, читая вслух Мандельштама». – «Значение Мандельштама для русской изящной словесности трудно переоценить, недооценить, не оценить...» Достаточно вспомнить «народные» песни в исполнении Аллы Пугачёвой «Эх, Александр Герцевич»... и «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз», - пишет Василий Кузнецов.
(s)
Почему же такой талантливый поэт, известный не только в СССР, но и за рубежом, был не только не востребован своим государством, но им же и уничтожен?

С 1924г. по 1928г. Мандельштам переезжает в Ленинград, возвращается в Москву, живёт бездомно и безбытно, зарабатывая изнурительными переводами: «Чувствую себя должником революции, но приношу ей дары, в которых она не нуждается». Он принимает идеалы революции, но отвергает власть, которая их фальсифицирует. Все старания Мандельштама с «веком вековать», попытка сотрудничать в Народном комиссариате просвещения или работать в качестве литературного редактора «Московского комсомольца» были обречены на неудачу...
(lf)
Он бросал эти свои»революционные начинания»прежде всего из-за жестокой политики государства, уничтожающей ни в чём не повинных людей, особенно интеллигенцию... Поэт не оправдал ожидания государства. Он не посвящал хвалебные гимны и оды тов. Сталину. «Я как дурак на гребенке обязан кому - то» и, признавая правду как нравственную необходимость, оставался верен себе. «Я за это всю жизнь прохожу хоть в железной рубахе», «Не просить, не жаловаться, цыц» и «А мог бы жизнь просвистеть скворцом, заесть ореховым пирогом. Да видно, никак нельзя»... - такими мыслями наполнены стихи О. Мандельштама.


(lp)

(xap)

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (32)


Написанная им с блеском исповедальная проза - сборник автобиографических рассказов «Шум времени» (1925) и полная личных переживаний повесть «Египетская пирамида» (1928) знакомят читателя с культурно - исторической картиной царствования Николая 2, духовным кризисом человека в провале двух эпох. Поэт предчувствует беду.
«Колют ресницы, в груди прикипела слеза, Чую без страху, что будет и будет гроза... »

И оказался прав: политическая и литературная независимость поэта Мандельштама привели (с конца 20-ых годов) к вытеснению его из литературы и организованной на него травле. Лишь при содействии Н. Бухарина в 1928г. была издана книга Мандельштама «Стихотворения», но тут же объявленная в официальной критике анахронизмом (пережитком старины в поэзии). Осип Эмильевич, подарив Бухарину сборник стихов, подписал: «В этой книжке каждая строчка говорит против того, что вы собираетесь сделать». И пять «бывших», приговорённых к расстрелу, были помилованы...

Страницы: 1 , 2 , 3 , 4


Использование любого материала требует разрешение автора и ссылки на сайт автора.
Все права на материалы принадлежат автору.  
По любым вопросам обращаться по электронной почте.