Главная страница


E-mail

ОГЛАВЛЕНИЕ

»  Детский голос сильнее смерти

»  Мастер художественного
    слова (об И.А.Крылове
   1769-1844)


»  Судьба поэта-мыслителя
    (о Ф.И.Тютчеве 1803-1873)


»  Великий сказочник
    из Датского королевства
   (о Г.Х.Андерсене 1805-1875)


»  Женщины в жизни и
    творчестве И.С.Тургенева
   (1818-1883)


»  «Колумб Замоскворечья»
    (об А.Н.Островском 1823-1886)


»  В поисках правды и
    смысла жизни (о Л.Н.Толстом
   1828-1910)


»  Я американский Шолом
    Алейхем
    (о Марке Твене 1835-1910)


»  Мастер короткого
    юмористического рассказа
    (о О.Генри 1862-1910)


»  Знаток человеческих душ
    (о А.И.Куприне 1870-1938)


»  Тонкий наблюдатель мира
    (о Льве Квитко 1890-1949)


»  Ещё не раз вы вспомните
    меня и весь мой мир...
    (Николай Гумилёв 1886-1921)


»  "Я, кажется в грядущее вхожу,
    и, кажется, его я не увижу"
    (О.Э.Мандельштам 1891-1938)


»  Судьба Константина
    Паустовского (1892-1968)


»  И.Г.Эренбург (1891-1967)

»  Константин Паустовский -
    Интернационалист


»  Прерванный полёт
    Антуана де Сент-Экзюпери
    (1900-1944)


»  Жизнь и судьба
    Василия Гроссмана (1905-1964)


»  А.Т.Твардовский (1910-1971)

»  Величие Шекспира (1564-1616)

»  Мятежная душа поэта
    (о Джордже Байроне
   1788-1824)


»  Судьба гениального писателя
    (об Оноре де Бальзаке
   1799-1850)


»  Тернистый путь Теодора
    Драйзера к славе (1871-1945)


»  Мир приключений
    Джека Лондона (1876-1916)


»  "Бороться и искать,
    найти и не сдаваться!"
    (о В.А.Каверине 1902-1989)


»  "Об известном и неизвестном
    (по "Эпилогу" В. А. Каверина)


»  Стихи Бориса Коренфельда

»  К 15-летию рождения
    "Новостей" посвещается


»  Друзьям нашей газеты
    "Новости" посвящается





(pp)






СТАТИСТИКА

Счётчик Рейтинг@Mail.ru


«Я, КАЖЕТСЯ В ГРЯДУЩЕЕ ВХОЖУ, И, КАЖЕТСЯ, ЕГО Я НЕ УВИЖУ»


Анна Коренфельд



Продолжение. Начало здесь


Невозможно без боли писать о жизни О. Мандельштама в 30-ые годы. . Перед ним, известным поэтом, одна за другой захлопывались двери издательств; пряча глаза, редакторы журналов, в душе уважавшие и ценившие поэта, отказывались печатать его стихи. И уходил он, сутулясь, с поникшей головой и «какой - то воспалённой гневной тревогой в глазах...». Обливали грязью, глумясь над его творчеством, ждановские критики. При встрече с ним, стыдясь себя, своего бессилия, отворачивались деятели из Союза писателей. Перестали звонить некоторые друзья...
(sa)

Безработица и полуголодное существование, искусственная изоляция обрушились на Мандельштама. Что и говорить, такова была участь опального поэта. Отдушиной, глотком живой воды в это время была для Мандельштама поэзия великого Данте. Чтобы познать всю её глубину, он изучил итальянский язык и читал «Божественную комедию» в оригинале. Результатом его раздумий и переживаний явилась рукопись «Разговор о Данте» (1933; изданная в 1967), где нашли место заметки об искусстве письма 13 - 14 веков: «И когда уже написано и готово, на этом не ставится точка, необходимо куда - то понести, кому - то показать, чтобы проверили и похвалили. Тут мало сказать списыванье - тут чистописание под диктовку самых грозных и нетерпеливых дикторов»... Что это, если не горькая параллель с жестокой сталинской цензурой. Мандельштам и тут остался верен себе.

Обострившаяся в это время ситуация заставила Мандельштама резко реагировать на трагедию народа, а свою нищету и обездоленность осознать как типичную судьбу поэта в России.
(m)

ЛОТЛ - интернет-аукционы
Он пишет «Четвёртую прозу», где жесточайше обличает новый режим. Появились его стихи с явной политической окраской: «Ленинград» (о блеске и гибели столицы империи), «Ламарк», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Холодная весна. Голодный старый Крым» (крик совести против организованного мора крестьян) ... О своей безысходности Осип Эмильевич писал своему отцу: «Каждый шаг мой по-прежнему затруднён, и искусственная изоляция продолжается».

К удивлению многих, в 1933г. в Политехническом институте был организован вечер Мандельштама. Собралось много народу. На подмостки выбежал подтянутый мужчина, выше среднего роста, с «сократовским» лбом, чёрными с проседью аккуратными усиками и бородкой, широкими бровями, из - под которых с глубокой печалью смотрели умные глаза... Это был сам виновник торжества - Осип Эмильевич.
(s)
«Слушали так, как следовало слушать Мандельштама... К большой радости давних поклонников, читал много новых стихов, ещё не опубликованных... Что - то чудное, волшебное - не радость, а мучение - притягивало... к Мандельштаму» (из воспоминаний современника поэта Семёна Липкина).

...Жить впроголодь, с оскорблённым чувством собственного достоинства Осипу Эмильевичу было невмоготу. И, отказавшись от зашифрованности своих взглядов против «врага народа» («Фаэтонщик», 1931), в ноябре 1933г. он открыто осудил палача и его окружение, тех, кто сделал страну кровавой:
«Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны.
Тараканьи смеются глазища,
И сияют его голенища».
(lf)
Эти смелые строки против Сталина и его режима, написанные доведённым до отчаяния 42 - летним Мандельштамом, и предопределили трагическую судьбу излишне доверчивого поэта. Донос... 13мая 1934г. он был арестован и сослан в г. Чердынь (Северный Урал), где в период нервного срыва пытался покончить с собой. Затем его перевели в Воронеж, где он находился три года. Это были тяжёлые годы воронежской ссылки, поэтической немоты, душевных терзаний.
«Я листаю книги в глыбких подворотнях, Я не жилец, и всё - таки живу».

Легко представить, чем могла бы закончиться такая пытка, если бы не постоянная поддержка его жены и друга Надежды Яковлевны, которая, не задумываясь, разделила его участь и поехала в ссылку за своим мужем.


(lp)

(xap)
О том, что прищлось пережить этой супружеской паре, говорится в письме Осипа Мандельштама Корнею Чуковскому: «Меня и мою жену толкали на самоубийство». Несмотря на такое подневольное положение и предчувствие нового удара судьбы, поэт изо дня в день - ни дня без строчки - вёл свой творческий дневник - раздумье, написал около ста стихотворений.
«Лишив меня людей, разбега и разлёта,
И дав стопе упор насильственной земли,
Чего добились вы?Блестящего расчёта:
Губ шевелящихся отнять вы не могли. »
(май, 1935г. )

Так возник цикл, названный позже «Воронежские тетради» (изд. 1962 - 64г. г. за границей; в 1965г - 66г. г. - частично - в СССР) .

Страницы: 1 , 2 , 3 , 4


Использование любого материала требует разрешение автора и ссылки на сайт автора.
Все права на материалы принадлежат автору.  
По любым вопросам обращаться по электронной почте.