Главная страница


E-mail

ОГЛАВЛЕНИЕ

»  Детский голос сильнее смерти

»  Мастер художественного
    слова (об И.А.Крылове
   1769-1844)


»  Судьба поэта-мыслителя
    (о Ф.И.Тютчеве 1803-1873)


»  Великий сказочник
    из Датского королевства
   (о Г.Х.Андерсене 1805-1875)


»  Женщины в жизни и
    творчестве И.С.Тургенева
   (1818-1883)


»  «Колумб Замоскворечья»
    (об А.Н.Островском 1823-1886)


»  В поисках правды и
    смысла жизни (о Л.Н.Толстом
   1828-1910)


»  Я американский Шолом
    Алейхем
    (о Марке Твене 1835-1910)


»  Мастер короткого
    юмористического рассказа
    (о О.Генри 1862-1910)


»  Знаток человеческих душ
    (о А.И.Куприне 1870-1938)


»  Тонкий наблюдатель мира
    (о Льве Квитко 1890-1949)


»  Ещё не раз вы вспомните
    меня и весь мой мир...
    (Николай Гумилёв 1886-1921)


»  "Я, кажется в грядущее вхожу,
    и, кажется, его я не увижу"
    (О.Э.Мандельштам 1891-1938)


»  Судьба Константина
    Паустовского (1892-1968)


»  И.Г.Эренбург (1891-1967)

»  Константин Паустовский -
    Интернационалист


»  Прерванный полёт
    Антуана де Сент-Экзюпери
    (1900-1944)


»  Жизнь и судьба
    Василия Гроссмана (1905-1964)


»  А.Т.Твардовский (1910-1971)

»  Величие Шекспира (1564-1616)

»  Мятежная душа поэта
    (о Джордже Байроне
   1788-1824)


»  Судьба гениального писателя
    (об Оноре де Бальзаке
   1799-1850)


»  Тернистый путь Теодора
    Драйзера к славе (1871-1945)


»  Мир приключений
    Джека Лондона (1876-1916)


»  "Бороться и искать,
    найти и не сдаваться!"
    (о В.А.Каверине 1902-1989)


»  "Об известном и неизвестном
    (по "Эпилогу" В. А. Каверина)


»  Стихи Бориса Коренфельда

»  К 15-летию рождения
    "Новостей" посвещается


»  Друзьям нашей газеты
    "Новости" посвящается





(pp)






СТАТИСТИКА

Счётчик Рейтинг@Mail.ru


«КОЛУМБ ЗАМОСКВОРЕЧЬЯ»

(к годовщине со дня рождения Александра Николаевича Островского)

Пьесы Островского на сценах театра, в кино, в живописи и музыке


Анна Коренфельд



Александр Николаевич Островский родился 12 апреля 1823г. в семье юриста в Замоскворечье, на Малой Ордынке, где издавна обосновалось купечество. С раннего детства в его душу запали особняки с глухими заборами, картины быта и своеобразных нравов купеческого мира. Окончив гимназию, юноша по совету отца поступил на юридический факультет Московского университета, но его неодолимо влекло к себе искусство. Оставив университет, молодой Островский несколько лет служил чиновником в суде. Перед ним всё полнее открывался мир наживы, обмана, произвола и унижения. Он мечтал стать писателей, чтобы в «живой» изящной форме произносить свой суд над жизнью».
(sa)

Его первую одноактную «Картину семейного счастья (1847) сразу же запретила театральная цензура. Когда в «Московском городском листке» были напечатаны «Сцены из комедии Островского», художник П.А.Федотов написал картину «Сватовство майора». На переднем плане - купец, с бородою, в длиннополом сюртуке, и его объёмистая жена-купчиха. Они, подготовив приданое дочери, мечтают выдать её замуж за «благородного». А вот и жених - разорившийся майор, решивший «поправить обстоятельства» выгодной женитьбой, - стоит в дверях, довольно крутя свой ус. И сбудутся их мечты, тупые и страшные, как сама жизнь, которая проходит за толстыми стенами купеческого дома. «Сватовство майора» произвело на всех большое впечатление, а Совет Академии художеств признал Федотова академиком по «живописи домашних сцен».
(m)

ЛОТЛ - интернет-аукционы
Первую большую четырёхактную комедию «Свои люди - сочтёмся!» напечатали в 1849г. Как живой встаёт перед нами самодур - хозяин Большов, который, не пожелав возвращать долг, прикинулся несостоятельным должником, банкротом (всё своё состояние он перевёл на имя приказчика Подхалюзина). Женившись на Липочке, плут Подхалюзин присваивает имущество своего тестя, которого сажают в долговую яму. Его можно спасти, уплатив кредиторам часть долгов, но зять и родная дочь отказывают старику в помощи. Не уловив сначала насмешки и осуждения в пьесе великого драматурга, московские купцы вскоре спохватились и послали жалобу на Островского за оскорбление купеческого сословия. Правительство запретило играть пьесу, а сочинителя приказало взять под надзор полиции.
(s)
Сам Николай I наложил резолюцию: «Напрасно печатано, играть же запретить во всяком случае». И надолго двери театра закрылись перед драматургом. А судебное начальство предложило ему подать прошение об увольнении.

В то же время комедия «Свои люди - сочтёмся» принесла молодому драматургу славу. Её автора назвали»Колумбом Замоскворечья», а его комедию – купеческими «Мёртвыми душами».

На литературных вечерах пьесу часто читали такие замечательные русские актёры, как М.С.Щепкин, Пров Садовский, иногда и сам автор, а Федотов показывал свои картины. Казалось, художник и драматург сговорились выставить напоказ всё, что достойно осуждения и осмеяния в тёмном купеческом царстве, так глубоко родственны были их творения...
(lf)
Являясь гневным обличителем мира «тёмного царства», пьесы Островского покоряли зрителей «правдой изображения и верным чутьём действительности».

Не будучи сторонником революционного преобразования общества, драматург со второй половины 50-х годов сотрудничал в «Современнике» и «Отечественных записках». На пьесах Островского в театрах России совершенствовали своё искусство крупнейшие русские актёры. Среди них - Мартынов, Садовский, а впоследствии Стрепетова, Ермолова и многие другие.

Имя великого драматурга особенно прочно связано с историей Московского Малого театра, где почти все 47 оригинальных пьес при его жизни были поставлены. Островский не раз говорил: «Моя задача - служить драматическому искусству». Это служение не ограничилось написанием им замечательных пьес.


(lp)

(xap)
Являясь теоретиком передовой театральной мысли, драматург наметил пути развития национального сценического искусства. Будучи другом и наставником актёров, их руководителем и вдохновителем, он много сил отдавал режиссёрской деятельности. От его внимания не ускользало ни внешнее оформление пьесы, ни выбор костюмов, ни распределение ролей между актёрами. Ставя в театре новую пьесу, Островский ещё задолго до репетиций мастерски прочитывал её по нескольку раз в кругу актёров, показывая им «тон» всех действующих лиц и раскрывая их характер. Драматург приучил актёра слушать и слышать, как говорят люди в жизни. Великий критик Добролюбов отмечал «меткость и верность народного языка» в драматургии Островского, а Максим Горький называл его «чародеем языка».

Страницы: 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7


Использование любого материала требует разрешение автора и ссылки на сайт автора.
Все права на материалы принадлежат автору.  
По любым вопросам обращаться по электронной почте.