Главная страница


E-mail

ОГЛАВЛЕНИЕ

»  Детский голос сильнее смерти

»  Мастер художественного
    слова (об И.А.Крылове
   1769-1844)


»  Судьба поэта-мыслителя
    (о Ф.И.Тютчеве 1803-1873)


»  Великий сказочник
    из Датского королевства
   (о Г.Х.Андерсене 1805-1875)


»  Женщины в жизни и
    творчестве И.С.Тургенева
   (1818-1883)


»  «Колумб Замоскворечья»
    (об А.Н.Островском 1823-1886)


»  В поисках правды и
    смысла жизни (о Л.Н.Толстом
   1828-1910)


»  Я американский Шолом
    Алейхем
    (о Марке Твене 1835-1910)


»  Мастер короткого
    юмористического рассказа
    (о О.Генри 1862-1910)


»  Знаток человеческих душ
    (о А.И.Куприне 1870-1938)


»  Тонкий наблюдатель мира
    (о Льве Квитко 1890-1949)


»  Ещё не раз вы вспомните
    меня и весь мой мир...
    (Николай Гумилёв 1886-1921)


»  "Я, кажется в грядущее вхожу,
    и, кажется, его я не увижу"
    (О.Э.Мандельштам 1891-1938)


»  Судьба Константина
    Паустовского (1892-1968)


»  И.Г.Эренбург (1891-1967)

»  Константин Паустовский -
    Интернационалист


»  Прерванный полёт
    Антуана де Сент-Экзюпери
    (1900-1944)


»  Жизнь и судьба
    Василия Гроссмана (1905-1964)


»  А.Т.Твардовский (1910-1971)

»  Величие Шекспира (1564-1616)

»  Мятежная душа поэта
    (о Джордже Байроне
   1788-1824)


»  Судьба гениального писателя
    (об Оноре де Бальзаке
   1799-1850)


»  Тернистый путь Теодора
    Драйзера к славе (1871-1945)


»  Мир приключений
    Джека Лондона (1876-1916)


»  "Бороться и искать,
    найти и не сдаваться!"
    (о В.А.Каверине 1902-1989)


»  "Об известном и неизвестном
    (по "Эпилогу" В. А. Каверина)


»  Стихи Бориса Коренфельда

»  К 15-летию рождения
    "Новостей" посвещается


»  Друзьям нашей газеты
    "Новости" посвящается





(pp)






СТАТИСТИКА

Счётчик Рейтинг@Mail.ru


«КОЛУМБ ЗАМОСКВОРЕЧЬЯ»

(к годовщине со дня рождения Александра Николаевича Островского)

Пьесы Островского на сценах театра, в кино, в живописи и музыке


Анна Коренфельд



Продолжение. Начало здесь


Аполлон Григорьев, как и другие театральные критики, положительно отзывался на его пьесы, однако появлялись и пренебрежительные рецензии на некоторые спектакли. Решительный поворот в отношении печати и общества к Островскому произвела его пьеса «Гроза». Н.А.Добролюбов, всегда ценивший драматурга как изобретателя и обличителя самодурства, произвёл на всех сильное впечатление своей статьёй «Луч света в тёмном царстве», которая читалась с жадностью и заставляла людей приступить к серьёзной переоценке прежнего критического отношения к Островскому.
(sa)

Ещё большее впечатление произвела «Гроза» на сцене, где к исполнению её были привлечены лучшие силы Московского Малого театра. «Тихон выходил глубоко драматической личностью. Он был забит и обезличен, однако и мысль и чувство в нём были только заглушены, но не убиты, - так отозвался один из очевидцев, которого, как и многих других, присутствующих на спектакле, поразила игра С.В.Васильева. На него страшно было смотреть, когда он, переживая смертельную муку, вырывался из рук матери. Не столько словами, сколько жестами, мимикой он и боролся с матерью, и умолял её отпустить его. Последний крик его: «Маменька! Вы её погубили!» - был ужасен; он потрясал и потом долго преследовал зрителя».
(m)

ЛОТЛ - интернет-аукционы
Как подлинный знаток человеческой души, Островский в «Грозе» показал трагизм положения Катерины, и замечательные русские актрисы по-разному истолковывали её характер. Первая исполнительница роли Катерины в Малом театре Л.П.Косицкая-Никулина, которая в молодости жила в такой же обстановке, как и героиня драмы. Есть основания полагать, что рассказы артистки о её прошлом, слышанные Островским, в какой-то мере послужили материалом для создания образа Катерины. По воспоминаниям игравших вместе с нею актрис, «эта была совершенная Катерина, с громадною искренностью и простотою чувства... С нею плакала и вся зрительная зала... И Кабаниха-Рыкалова, стоя у кулисы в ожидании своего выхода, наполнялась такой жалостью к Катерине, что всегда ей стоило больших усилий ввести себя снова в роль».
(s)
Знаменитая актриса Г.Н.Фёдорова поражала всех музыкой чудной русской речи, ритмичной, красивой... Её походка, жесты, поклоны, манера держать себя при людях, носить платок, отвечать старшим и т. д. - всё это сразу переносило зрителей в далёкое, далёкое прошлое и воскрешало картины жестокого старого русского быта. Катерина в исполнении актрисы П.А.Стрепетовой, игравшей на петербургской сцене, казалась не только жертвой произвола но и в известной степени его поражением: Стрепетова подчёркивала религиозность героини. Все три актрисы её конец изображали сходно: он звучал как оплакивание погибшей молодой жизни.
(lf)
Показать Катерину как натуру героическую, как человека, протестующего против произвола и устоев «тёмного царства», сумела лишь великая актриса М. Н. Ермолова. На протяжении всего спектакля её Катерина выглядела не как жертва, а как сильная, волевая натура, для которой свобода дороже всего. Она была восторженно встречена зрителями.

В пьесе «В чужом пиру похмелье» драматург утверждает, что самодурство основано на имущественном неравенстве. Богатство самодуров, материальная зависимость окружающих от них позволяют толстосумам насиловать чужую волю, «чудить», делать, что им хочется. Один из них - купец Тит Титыч Брусков, считающий: «Моё слово - закон!», «никто мне ни указывать, ни приказывать не смеет».


(lp)

(xap)
В картине «Приезд гувернантки в купеческий дом» В.Г.Перов показал такую бытовую сцену: «сам» - какой-нибудь Тит Титыч из комедии Островского - только что выспался после сытного обеда и, подбоченившись, расставив толстые ноги, нахально рассматривает молодую девушку, вероятно, недавно окончившую институт. За ним стоят его жена - купчиха, сын и дочери, одну из которых предстоит ей учить французскому языку, шить чепчики и стирать кружева. Вошедшей страшно.

Страницы: 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7


Использование любого материала требует разрешение автора и ссылки на сайт автора.
Все права на материалы принадлежат автору.  
По любым вопросам обращаться по электронной почте.