Главная страница


E-mail

ОГЛАВЛЕНИЕ

»  Детский голос сильнее смерти

»  Мастер художественного
    слова (об И.А.Крылове
   1769-1844)


»  Судьба поэта-мыслителя
    (о Ф.И.Тютчеве 1803-1873)


»  Великий сказочник
    из Датского королевства
   (о Г.Х.Андерсене 1805-1875)


»  Женщины в жизни и
    творчестве И.С.Тургенева
   (1818-1883)


»  «Колумб Замоскворечья»
    (об А.Н.Островском 1823-1886)


»  В поисках правды и
    смысла жизни (о Л.Н.Толстом
   1828-1910)


»  Я американский Шолом
    Алейхем
    (о Марке Твене 1835-1910)


»  Мастер короткого
    юмористического рассказа
    (о О.Генри 1862-1910)


»  Знаток человеческих душ
    (о А.И.Куприне 1870-1938)


»  Тонкий наблюдатель мира
    (о Льве Квитко 1890-1949)


»  Ещё не раз вы вспомните
    меня и весь мой мир...
    (Николай Гумилёв 1886-1921)


»  "Я, кажется в грядущее вхожу,
    и, кажется, его я не увижу"
    (О.Э.Мандельштам 1891-1938)


»  Судьба Константина
    Паустовского (1892-1968)


»  И.Г.Эренбург (1891-1967)

»  Константин Паустовский -
    Интернационалист


»  Прерванный полёт
    Антуана де Сент-Экзюпери
    (1900-1944)


»  Жизнь и судьба
    Василия Гроссмана (1905-1964)


»  А.Т.Твардовский (1910-1971)

»  Величие Шекспира (1564-1616)

»  Мятежная душа поэта
    (о Джордже Байроне
   1788-1824)


»  Судьба гениального писателя
    (об Оноре де Бальзаке
   1799-1850)


»  Тернистый путь Теодора
    Драйзера к славе (1871-1945)


»  Мир приключений
    Джека Лондона (1876-1916)


»  "Бороться и искать,
    найти и не сдаваться!"
    (о В.А.Каверине 1902-1989)


»  "Об известном и неизвестном
    (по "Эпилогу" В. А. Каверина)


»  Стихи Бориса Коренфельда

»  К 15-летию рождения
    "Новостей" посвещается


»  Друзьям нашей газеты
    "Новости" посвящается





(pp)






СТАТИСТИКА

Счётчик Рейтинг@Mail.ru


ЖЕНЩИНЫ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ И.С.ТУРГЕНЕВА

(к годовщине со дня рождения великого русского писателя И.С.Тургенева)


Анна Коренфельд



Продолжение. Начало здесь


Чувство раздвоенности у Тургенева было вызвано тем, что глубокая привязанность и не угасавшая любовь к Полине Виардо неудержимо влекли его во Францию, а с другой стороны, ему тягостно было расстаться с Россией. Однако в семье Виардо воспитывалась его дочь, которой исполнилось четырнадцать лет, и надо было позаботиться о её дальнейшей участи... Когда он вернулся во Францию, какая-то тень легла на отношения Тургенева и Полины Виардо. Он страдает и морально и физически. "Его несчастная связь с мадам Виардо и его дочь держат его здесь, в климате, который вреден ему, и на него жалко смотреть. Я никогда не думал, чтобы он мог так любить", - писал Л.Толстой Т.А.Ергольской. Он тосковал по России. Спасали встречи с друзьями-соотечественниками - Фетом, Некрасовым, Львом Толстым, Гончаровым, Боткиным, Анненковым, которые в то время приехали в Париж.
(sa)

Способность человека глубоко любить Тургенев считал мерилом его ценности и многих своих героев подвергал испытанию этим глубоким чувствам. В своих произведениях великий мастер слова поэтически рисует чувство любви, приносящее человеку и радость и горе, но всегда делающее его лучше, чище, возвышеннее. В творчестве писателя представлена галерея обаятельных женских образов - "тургеневских девушек", которые отличаются тонкой душевной организацией, благородством идеалов и стремлений. Одна из них - 17-летняя Наталья Ласунская ("Рудин"), обладающая ясным умом, сильным характером, чуткою душою, жадно впитывающая идеи добра и правды, которые проповедует Рудин. Он сумел вызвать горячее чувство Натальи он, как ему кажется, и сам полюбил её. Мастерски описаны настроения девушки, а также драматические перипетии их романа и позорная несостоятельность последнего в критический момент любовной коллизии.
(m)

ЛОТЛ - интернет-аукционы
Когда потребовалось проявить инициативу, Рудин на вопрос Натальи: "... что... нам делать?" отвечает жалкими словами: "разумеется, покориться". Он не выдерживает испытания любовью. Наталья страдала мучительно: "... она с трудом дотащилась до своей кровати усталая, разбитая, упала лицом на подушки. Ей так горько, и противно, и пошло казалось жить, так стыдно ей стало самой себя, своей любви, своей печали, что в это мгновение она бы, вероятно, согласилась умереть…". При последнем разговоре с Рудиным Наталья прямо смотрела на него. Её взгляд смущал его. "Когда я вам сказала, что я люблю вас, я знала, что значит это слово: я на всё была готова... Теперь мне остаётся благодарить вас за урок и проститься. "Рудин был пристыжен и огорчён. " Какова? - думал он. - В восемнадцать лет!.. Нет, я её не знал... Она замечательная девушка. Какая сила воли!. Она права; она стоит не такой любви, какую я к ней чувствовал.. Как я был жалок и ничтожен перед ней!.."
(s)
Повесть "Первая любовь" (1860) - "восхитительная вещь", - так отозвался о ней А.И.Герцен. "Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено... "Первая любовь" - это пережито" (по воспоминаниям Б.А.Чивилева). С теплотой и нежностью он вспоминает свою первую любовь: "Я воспользовался тем, что она (Зинаида) не поднимала глаз, и принялся её рассматривать, сперва украдкой, потом всё смелее и смелее. Лицо её показалось мне ещё прелестнее, чем накануне: так всё в нём было тонко, умно и мило... Я глядел на неё - и как дорога и близка становилась она мне! Мне сдавалось, что и давно-то я её знаю и ничего не знал и не жил до неё... я бы век не ушёл из этой комнаты, не покинул бы этого места. Её веки тихо поднялись, и опять ласково засияли передо мною её светлые глаза..."
(lf)
В молодости И.С.Тургенев приехал на родину Гёте во Франкфурт-на-Майне. Посетил дом Гёте у Оленьего оврага, долго гулял по берегу... В кондитерской, куда зашёл выпить стакан лимонаду, увидел он дочь хозяйки, девушку, лет девятнадцати, необыкновенной красоты. Она взволнованно попросила его помочь привести в чувство её брата, лежавшего в глубоком обмороке. Встреча с этой девушкой и неожиданно охватившее его чувство нежной влюблённости, потушить которое ему удалось потом только поспешным отъездом, послужили через тридцать лет основой для повести "Вешние воды". Тургенев изменил подробности и перемешал их, потому что не мог и не хотел" слепо фотографировать".


(lp)

(xap)
Единство завязки любовной истории в "Вешних водах" и в"Дыме", нагнетание мотивов трагического значения любви как иррационального чувства, подчёркивание беспомощности человека под воздействием её жестоких и стихийных законов. Наряду с неотразимым женским обаянием Тургенев подчёркивает в облике Полозовой ("Дым") хищное начало. Особенно это явственно проступает в портретной характеристике Полозовой в момент её окончательной победы над Саниным: на губах её "змеилось торжество, - а глаза, широкие и светлые до белизны, выражали одну безжалостную тупость и сытость победы.

Страницы: 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7


Использование любого материала требует разрешение автора и ссылки на сайт автора.
Все права на материалы принадлежат автору.  
По любым вопросам обращаться по электронной почте.