Главная страница


E-mail

ОГЛАВЛЕНИЕ

»  Детский голос сильнее смерти

»  Мастер художественного
    слова (об И.А.Крылове
   1769-1844)


»  Судьба поэта-мыслителя
    (о Ф.И.Тютчеве 1803-1873)


»  Великий сказочник
    из Датского королевства
   (о Г.Х.Андерсене 1805-1875)


»  Женщины в жизни и
    творчестве И.С.Тургенева
   (1818-1883)


»  «Колумб Замоскворечья»
    (об А.Н.Островском 1823-1886)


»  В поисках правды и
    смысла жизни (о Л.Н.Толстом
   1828-1910)


»  Я американский Шолом
    Алейхем
    (о Марке Твене 1835-1910)


»  Мастер короткого
    юмористического рассказа
    (о О.Генри 1862-1910)


»  Знаток человеческих душ
    (о А.И.Куприне 1870-1938)


»  Тонкий наблюдатель мира
    (о Льве Квитко 1890-1949)


»  Ещё не раз вы вспомните
    меня и весь мой мир...
    (Николай Гумилёв 1886-1921)


»  "Я, кажется в грядущее вхожу,
    и, кажется, его я не увижу"
    (О.Э.Мандельштам 1891-1938)


»  Судьба Константина
    Паустовского (1892-1968)


»  И.Г.Эренбург (1891-1967)

»  Константин Паустовский -
    Интернационалист


»  Прерванный полёт
    Антуана де Сент-Экзюпери
    (1900-1944)


»  Жизнь и судьба
    Василия Гроссмана (1905-1964)


»  А.Т.Твардовский (1910-1971)

»  Величие Шекспира (1564-1616)

»  Мятежная душа поэта
    (о Джордже Байроне
   1788-1824)


»  Судьба гениального писателя
    (об Оноре де Бальзаке
   1799-1850)


»  Тернистый путь Теодора
    Драйзера к славе (1871-1945)


»  Мир приключений
    Джека Лондона (1876-1916)


»  "Бороться и искать,
    найти и не сдаваться!"
    (о В.А.Каверине 1902-1989)


»  "Об известном и неизвестном
    (по "Эпилогу" В. А. Каверина)


»  Стихи Бориса Коренфельда

»  К 15-летию рождения
    "Новостей" посвещается


»  Друзьям нашей газеты
    "Новости" посвящается





(pp)






СТАТИСТИКА

Счётчик Рейтинг@Mail.ru


ЖЕНЩИНЫ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ И.С.ТУРГЕНЕВА

(к годовщине со дня рождения великого русского писателя И.С.Тургенева)


Анна Коренфельд



Продолжение. Начало здесь


У ястреба, который когтит пойманную птицу, такие бывают глаза". Санин не может отказаться от унизительной роли "раба" и даже "лакея" любимой женщины и покорно следует за нею в Париж так же, как Иван Сергеевич - за Виардо.

Пролетели годы, и, перечитывая письма Тургенева, мы яснее представляем его бесприютность, одиночество и обречённость на скитальческую жизнь: "Мне было горько стареться, не изведав полного счастья - и не свив себе покойного гнезда. Душа во мне была ещё молода и рвалась и тосковала... Всё это теперь изменилось... я окончательно махнул на всё это рукой..."
(sa)

По совету врачей, Иван Сергеевич отправился на воды в маленький немецкий городок Зинциг. Некрасов призывал Тургенева уйти "в свою молодость, в любовь, в неопределённые и прекрасные по своему безумию порывы юности" и написать что-нибудь в этом духе. Иван Сергеевич откликнулся на призыв Некрасова. "Ася" написана в том самом ключе, о котором говорилось в письме поэта. Тургенев с любовью описывает героиню повести в тот момент, когда она "поместилась на уступе стены, прямо над пропастью... Ася продолжала сидеть неподвижно, подобрав под себя ноги и закутав голову кисейным шарфом; стройный облик её отчётливо и красиво рисовался на ясном небе..." Внезапная любовь охватила Асю и Н.Н. Но наступил момент их расставания. "Вот теперь всё кончено, - начал я снова. - Всё. Теперь нам должно расстаться. - Я украдкой взглянул на Асю... лицо её быстро краснело. Ей, я это чувствовал, и стыдно становилось и страшно..." Повесть напечатали.
(m)

ЛОТЛ - интернет-аукционы
Тургенев получил письма от Панаева и Некрасова, которые горячо поблагодарили его за повесть "Ася" и сообщили, что она всем чрезвычайно понравилась. "От неё веет душевной молодостью, вся она чистое золото поэзии...", - писал Н.А.Некрасов.

Роман "Дворянское гнездо" написан на переломе, когда душа писателя, по его собственному выражению, "вспыхнула последним огнём воспоминаний, надежд, молодости..." Тургенев вернулся мысленно к той давней поре, когда он бывал в гостях в Риме у путешествующего отставного гусарского полковника и увлекался Александрой Ховриной, его 17-летней дочерью, миловидной, живой и остроумной девушкой. "Она была очень мила, сама того не зная. В каждом её движенье высказывалась невольная, несколько неловкая грация; голос её звучал серебром нетронутой юности малейшее ощущение удовольствия вызывало привлекательную улыбку на её губы, придавало глубокий блеск и какую-то тайную ласкавость её засветившимся глазам".
(s)
Ей характерны "здравый смысл и врождённое чувство красоты, постоянное стремление к правде, к высокому... тихая женская прелесть" . Все эти черты душевного склада и внешности воспроизводятся в поэтическом облике Лизы Калитиной, главной героини романа "Дворянское гнездо" , которая "может любить одно прекрасное" .

Лиза отличается своей нравственной чистотой, и правдолюбием, и способностью к сильным всепоглощаемым страстям. Она полюбила Фёдора Ивановича Лаврецкого.

"Случается иногда, что два уже знакомых, но не близких друг другу человека внезапно и быстро сближаются в течение нескольких мгновений - и сознание этого сближения тотчас выражается в их взглядах, в их дружелюбных и тихих усмешках, в самых их движениях. Именно это случилось с Лаврецким и Лизой... "
(lf)
Во всякой строке писателя чувствуется тепло от любви и света, которые словно бьют живым ключом: " ... Я... я... я люблю вас, - произнёс он с невольным ужасом. Лиза медленно взглянула на него; казалось, она только в это мгновение поняла, где она и что с нею... - Это всё в божьей власти, -промолвила она. -Но вы меня любите, Лиза? Мы будем счастливы? Она опустила глаза; он тихо привлёк её к себе, и голова её упала к нему на плечо... Он отклонил немного свою голову и коснулся её бледных губ... Чувство неожиданной, великой радости наполняло его душу; все сомнения в нём замерли. "Исчезни, прошедшее, тёмный призрак, -думал он, -она меня любит, она будет моя". Вдруг ему почудилось, что в воздухе над его головою разлились какие-то дивные, торжественные звуки; он остановился: звуки загремели ещё великолепней; певучим, сильным потоком струились они, -и в них, казалось, говорило и пело всё его счастье".


(lp)

(xap)

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (31)


Узнав, что приехала жена Лаврецкого с дочуркой (ранее он тяжело пережил измену жены и расстался с ней), Лиза отказывается от встреч с любимым человеком. Тургенев не только восхищается своей любимой героиней, изображённой в "Дворянском гнезде" , но и судит её. Он видит не только сильные стороны её нравственных убеждений, но и губительную силу воспитавших её религиозных устоев.

Одно сознание "преступности" чувства к женатому Лаврецкому заставляет Лизу Калитину расстаться с ним.

Страницы: 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7


Использование любого материала требует разрешение автора и ссылки на сайт автора.
Все права на материалы принадлежат автору.  
По любым вопросам обращаться по электронной почте.