Главная страница


E-mail

ОГЛАВЛЕНИЕ

»  Детский голос сильнее смерти

»  Мастер художественного
    слова (об И.А.Крылове
   1769-1844)


»  Судьба поэта-мыслителя
    (о Ф.И.Тютчеве 1803-1873)


»  Великий сказочник
    из Датского королевства
   (о Г.Х.Андерсене 1805-1875)


»  Женщины в жизни и
    творчестве И.С.Тургенева
   (1818-1883)


»  «Колумб Замоскворечья»
    (об А.Н.Островском 1823-1886)


»  В поисках правды и
    смысла жизни (о Л.Н.Толстом
   1828-1910)


»  Я американский Шолом
    Алейхем
    (о Марке Твене 1835-1910)


»  Мастер короткого
    юмористического рассказа
    (о О.Генри 1862-1910)


»  Знаток человеческих душ
    (о А.И.Куприне 1870-1938)


»  Тонкий наблюдатель мира
    (о Льве Квитко 1890-1949)


»  Ещё не раз вы вспомните
    меня и весь мой мир...
    (Николай Гумилёв 1886-1921)


»  "Я, кажется в грядущее вхожу,
    и, кажется, его я не увижу"
    (О.Э.Мандельштам 1891-1938)


»  Судьба Константина
    Паустовского (1892-1968)


»  И.Г.Эренбург (1891-1967)

»  Константин Паустовский -
    Интернационалист


»  Прерванный полёт
    Антуана де Сент-Экзюпери
    (1900-1944)


»  Жизнь и судьба
    Василия Гроссмана (1905-1964)


»  А.Т.Твардовский (1910-1971)

»  Величие Шекспира (1564-1616)

»  Мятежная душа поэта
    (о Джордже Байроне
   1788-1824)


»  Судьба гениального писателя
    (об Оноре де Бальзаке
   1799-1850)


»  Тернистый путь Теодора
    Драйзера к славе (1871-1945)


»  Мир приключений
    Джека Лондона (1876-1916)


»  "Бороться и искать,
    найти и не сдаваться!"
    (о В.А.Каверине 1902-1989)


»  "Об известном и неизвестном
    (по "Эпилогу" В. А. Каверина)


»  Стихи Бориса Коренфельда

»  К 15-летию рождения
    "Новостей" посвещается


»  Друзьям нашей газеты
    "Новости" посвящается





(pp)






СТАТИСТИКА

Счётчик Рейтинг@Mail.ru


ЖЕНЩИНЫ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ И.С.ТУРГЕНЕВА

(к годовщине со дня рождения великого русского писателя И.С.Тургенева)


Анна Коренфельд



Продолжение. Начало здесь


"Лиза подняла на него свои глаза. Ни горя, ни тревоги они не выражали: они казались меньше и тускней. Лицо её было бледно; слегка раскрытые губы тоже побледнели. Сердце в Лаврецком дрогнуло от жалости и любви". Она, решив принести себя в жертву долгу, покинула родной дом и ушла в монастырь, никому не принеся счастья своим поступком. Прошло восемь лет. Жена Лаврецкого давно уехала в Париж и, как ранее, вела там неприглядный образ жизни. Сам Фёдор Лаврецкий "сделался хорошим хозяином... он, насколько мог, обеспечил и упрочил быт своих крестьян", но был одинок.
(sa)

"Говорят, Лаврецкий посетил тот отдалённый монастырь, куда скрылась Лиза, - увидел её. Перебираясь с клироса на клирос, она прошла близко мимо него, прошла ровной, торопливо смиренной походкой монахини - и не взглянула на него; только ресницы обращённого к нему глаза чуть-чуть дрогнули, только ещё ниже наклонила она своё исхудалое лицо - и пальцы сжатых рук, перевитые чётками, ещё крепче прижались друг к другу. Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать - и пройти мимо" . История их любви и в особенности поэтически-горестный финал этой истории относятся к лучшим страницам тургеневского творчества.

В" Фаусте" , как и в" Дворянском гнезде" не могло быть счастливого исхода, потому что свободу любящих сковывали непреодолимые условности и вековые предрассудки общества. Замужняя Вера полюбила Павла Александровича. Он "разбудил её душу" . Но мысль о беззаконности этого чувства убивает её: она заболевает и гибнет.
(m)

ЛОТЛ - интернет-аукционы
Тургеневу принадлежит первое место среди изобразителей русской женщины и толкователей её душевного строя. Однако он приветствовал тех из них, для которых во главе всего явился свободный выбор по влечению сердца. В романе "Накануне" (1860) автор в образе Елены приветствует женщин, исполненных деятельной любви. "Ей недавно минул двадцатый год. Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое... Её тёмно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Во всём её существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряжённой, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое..." Елена Стасова влюблена в 26-летнего болгарина Дмитрия Инсарова, которому свойственны молчаливая настойчивость, прямота, точность.
(s)
Всё это и привлекло Елену с её хотя и смутным, но сильным стремлением к свободе. Едва ли не впервые в русской литературе Тургенев изображает любовь-дружбу, в основе которой глубокое взаимное понимание любящих, единое стремление принять участие в великом деле. Не только как возлюбленная, но и как единомышленница, как верный друг дорога Елена Инсарову. "Моя героиня" - называет он её. И она к нему обращается: "О мой друг! О мой брат!" Она отличалась сильным характером, решимостью и бесстрашием.
(lf)
" -Так ты пойдёшь за мною повсюду?...
-Всюду, на край земли. Где ты будешь, там я буду...
-Ты знаешь, что я беден, почти нищий?
-Знаю.
-Что я не русский, что мне не суждено жить в России, что тебе придётся разорвать все твои связи с отечеством, с родными?
-Знаю, знаю.
-Ты знаешь также, что я посвятил себя делу трудному, неблагодарному, что мне... что нам придётся подвергаться не одним опасностям, но и лишениям, унижению, быть может?
-Знаю, всё знаю... Я тебя люблю. "

Елена Стасова, "эта чуткая душа" , расстаётся с родиной, с семьёй и уезжает в чужую страну, неизвестно в какую даль, в какую глушь, чтобы разделить с мужем все трудности на его жизненном пути.

"Черты лица Елены не много изменились со дня её отъезда из Москвы, но выражение их стало другое: оно было обдуманнее и строже, и глаза глядели смелее. Всё её тело расцвело, и волосы, казалось, пышнее и гуще лежали вдоль белого лба и свежих щёк. В одних только губах, когда она не улыбалась, сказывалось едва заметною складкой присутствие тайной, постоянной заботы"


(lp)

(xap)
Когда в Венеции умер Инсаров, а Елена, умевшая говорить по-сербски и по-болгарски, уехала в Болгарию, чтобы продолжить дело своего мужа, помогать его родине: там готовилось восстание, собирались на войну; "я пойду в сёстры милосердия; буду ходить за больными, ранеными. Я не знаю, что со мною будет, но я и после смерти Достанусь верна его памяти, делу всей его жизни" . Об этом она написала в прощальном письме к своим родителям. Автор гордится смелыми поступками своей героини...

Страницы: 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7


Использование любого материала требует разрешение автора и ссылки на сайт автора.
Все права на материалы принадлежат автору.  
По любым вопросам обращаться по электронной почте.