Главная страница


E-mail

ОГЛАВЛЕНИЕ

»  Детский голос сильнее смерти

»  Мастер художественного
    слова (об И.А.Крылове
   1769-1844)


»  Судьба поэта-мыслителя
    (о Ф.И.Тютчеве 1803-1873)


»  Великий сказочник
    из Датского королевства
   (о Г.Х.Андерсене 1805-1875)


»  Женщины в жизни и
    творчестве И.С.Тургенева
   (1818-1883)


»  «Колумб Замоскворечья»
    (об А.Н.Островском 1823-1886)


»  В поисках правды и
    смысла жизни (о Л.Н.Толстом
   1828-1910)


»  Я американский Шолом
    Алейхем
    (о Марке Твене 1835-1910)


»  Мастер короткого
    юмористического рассказа
    (о О.Генри 1862-1910)


»  Знаток человеческих душ
    (о А.И.Куприне 1870-1938)


»  Тонкий наблюдатель мира
    (о Льве Квитко 1890-1949)


»  Ещё не раз вы вспомните
    меня и весь мой мир...
    (Николай Гумилёв 1886-1921)


»  "Я, кажется в грядущее вхожу,
    и, кажется, его я не увижу"
    (О.Э.Мандельштам 1891-1938)


»  Судьба Константина
    Паустовского (1892-1968)


»  И.Г.Эренбург (1891-1967)

»  Константин Паустовский -
    Интернационалист


»  Прерванный полёт
    Антуана де Сент-Экзюпери
    (1900-1944)


»  Жизнь и судьба
    Василия Гроссмана (1905-1964)


»  А.Т.Твардовский (1910-1971)

»  Величие Шекспира (1564-1616)

»  Мятежная душа поэта
    (о Джордже Байроне
   1788-1824)


»  Судьба гениального писателя
    (об Оноре де Бальзаке
   1799-1850)


»  Тернистый путь Теодора
    Драйзера к славе (1871-1945)


»  Мир приключений
    Джека Лондона (1876-1916)


»  "Бороться и искать,
    найти и не сдаваться!"
    (о В.А.Каверине 1902-1989)


»  "Об известном и неизвестном
    (по "Эпилогу" В. А. Каверина)


»  Стихи Бориса Коренфельда

»  К 15-летию рождения
    "Новостей" посвещается


»  Друзьям нашей газеты
    "Новости" посвящается





(pp)






СТАТИСТИКА

Счётчик Рейтинг@Mail.ru


ЖЕНЩИНЫ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ И.С.ТУРГЕНЕВА

(к годовщине со дня рождения великого русского писателя И.С.Тургенева)


Анна Коренфельд



Окончание. Начало здесь


На её безвременную могилу Тургенев возложил "поздний цветок" стихотворением в прозе" Памяти Ю.П.Вревской"... Потребность любить, приласкаться и ото- греться в разделённом чувстве не покидала его. Но он был окован прочными цепями: тридцать лет он прожил в доме Виардо.

Тургенев систематически, на протяжении своей жизни приезжает в Москву и Петербург. В 1879 году на сцене Александринского театра, в бенефисе Марии Гавриловны Савиной, была поставлена комедия Тургенева "Месяц в деревне", в которой он мастерски с тончайшей наблюдательностью, как обычно, передал глубокие переживания женской души.
(sa)

Талантливая артистка Савина сыграла юную девушку Верочку, добрую, способную на самопожертвование ради любви. С этого времени начинается ближайшее личное знакомство Тургенева с Савиной. Она, очевидно, произвела на него сильное впечатление, не только как изящная в своей отзывчивости женщина, но и как чуткая артистка, знающая цену и свойства своего дарования и умеющая его применять со всей его силой к горячо ею любимому искусству. Письма к ней и свидания с нею потянулись длинной чередой. Она блистала и очаровывала своей молодостью (ей было 25), а ему шёл шестьдесят первый год. Несмотря на свой возраст, как вспоминал П.А.Кропоткин, " ... он был очень красив: высокого роста, крепко сложенный, с мягкими седыми кудрями.
(m)

ЛОТЛ - интернет-аукционы
Глаза его светились умом и не лишены были юмористического огонька, а манеры отличались... простотой и отсутствием аффектации... " Тургенев откровенно писал о своих нахлынувшихся чувствах: " На моё старое сердце недавно со всех сторон нахлынули молодые женские души - и под их ласкающим прикосновением зарделось оно уже давно поблекшими красками, следами бывалого огня" . Письма, встречи, поднесение в день её рождения маленького золотого браслета, надпись внутри которого должна напоминать о Тургеневе. "О Вас я думаю часто, -пишет он, -чаще, чем бы следовало. Вы глубоко вошли в мою душу. Долго и нежно целую Ваши руки. Я люблю Вас". Пребывание Савиной в Спасском было праздником для Тургенева... Однако он получил от неё из Перми письмо, давшее ему повод думать, что она выходит замуж за Всеволжского.
(s)
Отвечая лучшими пожеланиями счастья и бодрости, он говорит о неизменности своих чувств. Итак, остаётся одна дружба. За полгода до смерти пишет Савиной о своей любви, которая вспыхивает к ней в последний раз, как потухающая лампада. Независимо от этих переливов чувства письма Тургенева показывают, как близко принимал он к сердцу интересы Савиной, с каким заботливым вниманием и тревогой относился он к её здоровью, как раздражало его бюрократическое бездушие в пользовании её дарованиями, как делился он с нею своими воспоминаниями, художественными впечатлениями...

В то же время, всякое известие об успехах Виардо было для него настоящим праздником. "Когда слышишь её, - говорил он Пичу, - то по спине проходит холодная дрожь, и плачешь слезами восторга" . Вот как описывает очевидец музыкальное утро, устроенное ею уже в самые последние годы жизни Тургенева: "Голос её, далеко не свежий и немного грубоватый, не очень понравился публике, она хлопала только из вежливости, но Иван Сергеевич, бывший когда-то свидетелем триумфов великой артистки, был и теперь ещё, вероятно, под обаянием этих воспоминаний.
(lf)
Он пришёл самый искренний восторг. Его лицо раскраснелось, глаза горели, пряди волос падали в беспорядке на его лоб. Он хлопал дольше и громче всех и, обернувшись к публике, повторял: " Какова старушка, какова!"

Полина Виардо выступила в последний раз на сцене парижского театра в роли Орфея в опере Глюка. Они переехали в Германию, с тем чтобы открыть в Баден-Бадене школу пения. Они купили себе виллу. Тургенев приобрёл большой участок земли, прилегающий к парку виллы Виардо. На этой земле парижский архитектор построил ему большую виллу в виде замка. С этого времени там поселился и Тургенев... За год до смерти Ивана Сергеевича дочь его разошлась. Боясь преследований со стороны мужа, Полина на время переселилась к отцу вместе со своими детьми. Обстоятельства сложились для неё так неблагоприятно, что в дни предсмертной болезни отца она не смогла приехать проститься с ним.


(lp)

(xap)
Прошло четверть века со дня смерти великого мастера слова. В большом зале Академии Наук создавалась трудами любящих светлое прошлое нашей словесности Тургеневская выставка. На ней было собрано всё, касающееся жизни, творчества и личных отношений незабвенного для современников писателя. Перед большим портретом Тургенева постоянно обновлялся роскошный букет свежих роз, как символ неувядающих воспоминаний. Эти розы ежедневно привозила Мария Гавриловна Савина.

Андреевский в своём стихотворении "На смерть Тургенева" справедливо говорит, что "он дал впервые проводницу - сынам проснувшейся страны, - на смелый труд из тишины он вызвал русскую девицу и был он друг её мечты, души глубокий познаватель, - её стыдливой красоты неподражаемый ваятель... "

Произведения И.С.Тургенева переиздаются на разных языках мира и в 21 веке, по ним снимаются фильмы и ставятся спектакли. Они актуальны, потому что, как писал К.С.Станиславский, "тонкие любовные кружева, которые так мастерски плетёт Тургенев, потребовали от актёров... особой игры, которая позволяла бы зрителю любоваться причудливыми узорами психологии любящих, страдающих и ревнующих сердец."

Страницы: 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7


Использование любого материала требует разрешение автора и ссылки на сайт автора.
Все права на материалы принадлежат автору.  
По любым вопросам обращаться по электронной почте.