Главная страница


E-mail

ОГЛАВЛЕНИЕ

»  Детский голос сильнее смерти

»  Мастер художественного
    слова (об И.А.Крылове
   1769-1844)


»  Судьба поэта-мыслителя
    (о Ф.И.Тютчеве 1803-1873)


»  Великий сказочник
    из Датского королевства
   (о Г.Х.Андерсене 1805-1875)


»  Женщины в жизни и
    творчестве И.С.Тургенева
   (1818-1883)


»  «Колумб Замоскворечья»
    (об А.Н.Островском 1823-1886)


»  В поисках правды и
    смысла жизни (о Л.Н.Толстом
   1828-1910)


»  Я американский Шолом
    Алейхем
    (о Марке Твене 1835-1910)


»  Мастер короткого
    юмористического рассказа
    (о О.Генри 1862-1910)


»  Знаток человеческих душ
    (о А.И.Куприне 1870-1938)


»  Тонкий наблюдатель мира
    (о Льве Квитко 1890-1949)


»  Ещё не раз вы вспомните
    меня и весь мой мир...
    (Николай Гумилёв 1886-1921)


»  "Я, кажется в грядущее вхожу,
    и, кажется, его я не увижу"
    (О.Э.Мандельштам 1891-1938)


»  Судьба Константина
    Паустовского (1892-1968)


»  И.Г.Эренбург (1891-1967)

»  Константин Паустовский -
    Интернационалист


»  Прерванный полёт
    Антуана де Сент-Экзюпери
    (1900-1944)


»  Жизнь и судьба
    Василия Гроссмана (1905-1964)


»  А.Т.Твардовский (1910-1971)

»  Величие Шекспира (1564-1616)

»  Мятежная душа поэта
    (о Джордже Байроне
   1788-1824)


»  Судьба гениального писателя
    (об Оноре де Бальзаке
   1799-1850)


»  Тернистый путь Теодора
    Драйзера к славе (1871-1945)


»  Мир приключений
    Джека Лондона (1876-1916)


»  "Бороться и искать,
    найти и не сдаваться!"
    (о В.А.Каверине 1902-1989)


»  "Об известном и неизвестном
    (по "Эпилогу" В. А. Каверина)


»  Стихи Бориса Коренфельда

»  К 15-летию рождения
    "Новостей" посвещается


»  Друзьям нашей газеты
    "Новости" посвящается





(pp)






СТАТИСТИКА

Счётчик Рейтинг@Mail.ru


ПАУСТОВСКИЙ - ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТ

(об отношении писателя к евреям)

Анна Коренфельд



Продолжение. Начало здесь


Негодование и гнев водили пером писателя, рассказывающего о так называемых "местах оседлости" для евреев. Согласно царскому указу, запрещающему евреям жить в "исконной русской столице", 18-летнего Левитана выслали из Москвы. "Левитан был безрадостен, как безрадостна была история его народа, его предков. Где - то в глубине сознания постоянно жила мысль, что он, отверженный, сын расы, испытавшей унизительные гонения.
(sa)

"Стон вековых гонений и отголосок жестокой травли, бесправие преследовали Исаака Левитана всю жизнь. Спустя тринадцать лет, уже будучи известным художником со всероссийской славой, он был вторично выслан из Москвы. Ему пришлось скрываться во Владимирской губернии, пока друзья не добились отмены высылки. Левитан много работал. В его жизнь надолго и крепко вошла Волга, где он создал свои знаменитые полотна - "После дождя", и "Над вечным покоем". Свет и блеск появились у него в "Золотом Плесе", "Свежем ветре" и "Вечернем звоне". Левитан очень любил Среднюю Россию. Он был художником печального пейзажа: смотрел на природу глазами измученного народа. В этом была его художественная сила и разгадка его обаяния.

В "Беспокойной юности "Паустовский описывает события первой мировой войны. Молодой писатель тогда служил в полевом госпитале. Ему не давала покоя трагическая участь тысяч евреев.
(m)

ЛОТЛ - интернет-аукционы
Перед его глазами предстали грабёж, насилие, дикие издевательства над беззащитным еврейским населением. В Кобрине он "видел, как увозили из местечка еврейского святого, так называемого цадика, на расстрел... Голодная толпа беженцев рвалась к котлам. Её сдерживали солдаты. Мужчины рвали миски друг у друга из рук. Женщины торопливо совали в рот грудным посиневшим детям куски серой распаренной свинины. Мы вытащили из толпы мальчика и внесли в синагогу.
- Кто отомстит за нас?
Местечки Пружаны, Ружаны, Слоним... Здесь свирепствовал тиф и голод. Люди умирали, как мухи. "Паустовского охватил ужас от увиденного.

В книге "Время больших ожиданий" К.Паустовский вспоминает 1920 послевоенный тяжёлый год, голод, выдачу хлеба по карточкам.
(s)
От наблюдательного взгляда писателя не скрывается ничто мелочное, унижающее человеческое достоинство. В этом эпизоде юмор выражен главным образом в улыбке и в добродушной иронии, и автор показывает победу ума над глупостью. "В одесской очереди я увидел удивительную сцену... В очереди стоял кроткий старец - еврей в длинном, до пят, потёртом чёрном пальто и пыльном котелке. Улыбаясь и покачивая головой, он добродушно рассматривал очередь через необыкновенно толстые очки. Время от времени он вынимал из кармана пальто маленькую книгу с выдавленным на чёрном переплёте золотым щитом Давида, прочитал одну или две страницы и снова прятал книгу в карман. Это был, конечно, учёный, может быть, даже цадик, старый философ с Портофранковской улицы. Все злоключения жизни не могли смутить его ясный дух, его расположение к людям и погасить улыбку в его голубоватых детских глазах.
(lf)
Около очереди вертелся и приглядывался к ней развязного вида молодой человек в маленькой кепке с пуговкой. На ногах у него сверкали растоптанные туфли канареечного цвета... Молодой человек соображал, как бы незаметнее и без скандала, втереться в очередь. Наконец он увидел старика с книгой. Старик этот, естественно, показался ему воплощением кротости и непротивления злу. Тогда молодой человек решился. Он ловко просунул плечо между стариком и его соседом по очереди, деликатно оттолкнул старика назад, стал перед ним и небрежно сказал: "Я извиняюсь". Писатель возмущён мещанским себялюбием молодого человека и проявлением им эгоистического хамства.


(lp)

(xap)
"Старик, всё также кротко улыбаясь, согнул руку, немного отвёл в сторону свой маленький острый локоток, примерился и вдруг стремительно и сильно ударил этим локотком молодого человека в грудь под самую "душу". При этом старик сказал совершенно спокойно: "Нет, это я извиняюсь".

Молодой человек икнул, отлетел и ударился спиной об акацию. Кепка упала у него с головы. Он подобрал её и пошёл, не оглядываясь, к перекрёстку. Только на перекрёстке он наконец обернулся, погрозил старику кулаком и сказал, всхлипывая: "Каторжанин! Старый бандит!" Вышла смешная ситуация.

Страницы: 1 , 2 , 3 , 4


Использование любого материала требует разрешение автора и ссылки на сайт автора.
Все права на материалы принадлежат автору.  
По любым вопросам обращаться по электронной почте.