Главная страница


E-mail

ОГЛАВЛЕНИЕ

»  Детский голос сильнее смерти

»  Мастер художественного
    слова (об И.А.Крылове
   1769-1844)


»  Судьба поэта-мыслителя
    (о Ф.И.Тютчеве 1803-1873)


»  Великий сказочник
    из Датского королевства
   (о Г.Х.Андерсене 1805-1875)


»  Женщины в жизни и
    творчестве И.С.Тургенева
   (1818-1883)


»  «Колумб Замоскворечья»
    (об А.Н.Островском 1823-1886)


»  В поисках правды и
    смысла жизни (о Л.Н.Толстом
   1828-1910)


»  Я американский Шолом
    Алейхем
    (о Марке Твене 1835-1910)


»  Мастер короткого
    юмористического рассказа
    (о О.Генри 1862-1910)


»  Знаток человеческих душ
    (о А.И.Куприне 1870-1938)


»  Тонкий наблюдатель мира
    (о Льве Квитко 1890-1949)


»  Ещё не раз вы вспомните
    меня и весь мой мир...
    (Николай Гумилёв 1886-1921)


»  "Я, кажется в грядущее вхожу,
    и, кажется, его я не увижу"
    (О.Э.Мандельштам 1891-1938)


»  Судьба Константина
    Паустовского (1892-1968)


»  И.Г.Эренбург (1891-1967)

»  Константин Паустовский -
    Интернационалист


»  Прерванный полёт
    Антуана де Сент-Экзюпери
    (1900-1944)


»  Жизнь и судьба
    Василия Гроссмана (1905-1964)


»  А.Т.Твардовский (1910-1971)

»  Величие Шекспира (1564-1616)

»  Мятежная душа поэта
    (о Джордже Байроне
   1788-1824)


»  Судьба гениального писателя
    (об Оноре де Бальзаке
   1799-1850)


»  Тернистый путь Теодора
    Драйзера к славе (1871-1945)


»  Мир приключений
    Джека Лондона (1876-1916)


»  "Бороться и искать,
    найти и не сдаваться!"
    (о В.А.Каверине 1902-1989)


»  "Об известном и неизвестном
    (по "Эпилогу" В. А. Каверина)


»  Стихи Бориса Коренфельда

»  К 15-летию рождения
    "Новостей" посвещается


»  Друзьям нашей газеты
    "Новости" посвящается





(pp)






СТАТИСТИКА

Счётчик Рейтинг@Mail.ru


ПАУСТОВСКИЙ - ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТ

(об отношении писателя к евреям)

Анна Коренфельд



Продолжение. Начало здесь


"Очередь молчала. Коллективная мысль, захваченная врасплох этим событиям, ещё не оформилась и не получила ясного выражения. А старик вытащил из кармана книгу, углубился в неё, выискивая, очевидно какую-нибудь истину, пригодную для обсуждения с приятелями - стариками в тихих дворах Портофранковской улицы. "

Эта юмористическая история привлекает достоверностью жизненных зарисовок, правдивостью ситуации, психологически точным рисунком характеров, мягким лиризмом. В произведении "Этикетки для колониальных товаров" есть новелла "Идешер готт" (1924).
(sa)

Судьба его героя, талантливого гравёра Иосифа Шифрина, задавленного нуждой, нищетой и убожеством еврейского местечкового быта, оказывается трагедией потому, что в борьбе с ним он ушёл в мечту, создал себе вторую, воображаемую действительность ярких, экзотических этикеток - Палестина. Работал на Украине, в Сибири, на Кавказе, копил деньги на выезд. Он оказался отчуждённым не только от ненавистного ему мира, но и от страданий своих близких. Потеряв сначала жену, убитую нуждой и боязнями, Шифрин вскоре теряет и маленькую дочь, умершую от тропической малярии в Батуми, гибельном для неё месте, куда он переехал, чтобы хоть приблизиться к стране своей мечты. И вот –почти выбившись из сил, страшным напряжением таланта, ума, воли, устремлённости к цели, он наконец на пути к Обетованной земле.
(m)

ЛОТЛ - интернет-аукционы
Но, оставшись совсем один, он вдруг осознаёт, что источники его стремительного и безрадостного движения были здесь, на этой земле, в этих родных, единственно близких ему людях. С их утратой мечта лишается почвы, движение к ней замедляется, теряет смысл. Иллюзии героя терпят крах, и, обессиленный, без цели и сил, он остался около единственной цели - около дорогой могилы ребёнка: "здесь всё: каждый камень, каждый ливень напоминает о дочке. У меня осталась только одна эта память. Она даёт мне силу жить. Отсюда я никуда теперь не уеду". Как автор, так и читатели сопереживают и сочувствуют Шифрину, его трагической судьбе.

О проявлениях антисемитизма в мирное советское время Паустовский осмелился написать в книге "Блистающие облака" (1928).
(s)
Собравшиеся рассказывали свои истории. После капитана, писателя Паустовского, инженера Симбирцева писатель Берг поведал о своей любви к русской девушке, дочери профессора. Он ходил за ней, как собачонка, как тень. Как - то ночью она пошла купаться. Он хотел составить ей компанию, но она его отвергла: "Вам нельзя, цыплёнок, вы еврей". Берг быстро разделся и бросился в воду. От обиды глотая слёзы, он ослаб и стал тонуть. Юношу чудом спасли, но он возненавидел её. Капитан определил: "Антисемитка".

О странствующем музыканте, человеке добром и великодушном, автор рассказывает в но Велле "Скрипка мастера Равиковича". Скрипач Моисей Чернобыль, этот старый еврей, с непокрытой головой шёл по пустынной дороге и вдохновенно играл на скрипке.
(lf)
"Мы шли следом за ним и молча слушали. Мы давно уже отвыкли от музыки. Пение скрипки в раскалённой степи было так неожиданно, что знакомая мелодия из "Риголетто" казалась невероятной, как если бы я услышал над морем крик диких лебедей". Он рассказал догнавшим его попутчикам о старом мастере Равиковиче, как он, с больными руками, три года делал эту скрипку... Когда итальянский скрипичный мастер Страдивари пробовал свои скрипки, мостовую около его дома закидывали соломой, чтобы он хорошо слышал, как поёт каждый кусочек дерева... А Исаак вынужден был пробовать её ночью. Жильцы ругали его последними словами.
- Кто этот Исаак Равикович?
- Это наш одесский Страдиварий.


(lp)

(xap)
Исаак Равикович жил один и подарил последнюю скрипку Моисею, над которым, как он поведал, белые издевались, а красным он был не нужен. Чернобыль попросил Паустовского написать под его диктовку завещание. В нём указал, что пишет это письмо насчёт скрипки, подаренной ему мастером Равиковичем, так как болен чахоткой, и просит комитет партии, в случае его смерти, "подарить её лучшему скрипачу нашего замечательного города. Пусть он бережёт её и играет и на счастье людям, что не жили, а мучились столько лет! Только прошу до скрипки не касаться лаком. Теперь лак делают совсем паршивый, а от лака зависит хороший звук.
С почтением Моисей Чернобыль, 59 лет. 1935. Севастополь."

Страницы: 1 , 2 , 3 , 4


Использование любого материала требует разрешение автора и ссылки на сайт автора.
Все права на материалы принадлежат автору.  
По любым вопросам обращаться по электронной почте.