Главная страница


E-mail

ОГЛАВЛЕНИЕ

»  Детский голос сильнее смерти

»  Мастер художественного
    слова (об И.А.Крылове
   1769-1844)


»  Судьба поэта-мыслителя
    (о Ф.И.Тютчеве 1803-1873)


»  Великий сказочник
    из Датского королевства
   (о Г.Х.Андерсене 1805-1875)


»  Женщины в жизни и
    творчестве И.С.Тургенева
   (1818-1883)


»  «Колумб Замоскворечья»
    (об А.Н.Островском 1823-1886)


»  В поисках правды и
    смысла жизни (о Л.Н.Толстом
   1828-1910)


»  Я американский Шолом
    Алейхем
    (о Марке Твене 1835-1910)


»  Мастер короткого
    юмористического рассказа
    (о О.Генри 1862-1910)


»  Знаток человеческих душ
    (о А.И.Куприне 1870-1938)


»  Тонкий наблюдатель мира
    (о Льве Квитко 1890-1949)


»  Ещё не раз вы вспомните
    меня и весь мой мир...
    (Николай Гумилёв 1886-1921)


»  "Я, кажется в грядущее вхожу,
    и, кажется, его я не увижу"
    (О.Э.Мандельштам 1891-1938)


»  Судьба Константина
    Паустовского (1892-1968)


»  И.Г.Эренбург (1891-1967)

»  Константин Паустовский -
    Интернационалист


»  Прерванный полёт
    Антуана де Сент-Экзюпери
    (1900-1944)


»  Жизнь и судьба
    Василия Гроссмана (1905-1964)


»  А.Т.Твардовский (1910-1971)

»  Величие Шекспира (1564-1616)

»  Мятежная душа поэта
    (о Джордже Байроне
   1788-1824)


»  Судьба гениального писателя
    (об Оноре де Бальзаке
   1799-1850)


»  Тернистый путь Теодора
    Драйзера к славе (1871-1945)


»  Мир приключений
    Джека Лондона (1876-1916)


»  "Бороться и искать,
    найти и не сдаваться!"
    (о В.А.Каверине 1902-1989)


»  "Об известном и неизвестном
    (по "Эпилогу" В. А. Каверина)


»  Стихи Бориса Коренфельда

»  К 15-летию рождения
    "Новостей" посвещается


»  Друзьям нашей газеты
    "Новости" посвящается





(pp)






СТАТИСТИКА

Счётчик Рейтинг@Mail.ru


ВЕЛИКИЙ СКАЗОЧНИК ИЗ ДАТСКОГО КОРОЛЕВСТВА

(к годовщине со дня рождения писателя и драматурга Г.Х.Андерсена)

Анна Коренфельд



Продолжение. Начало на главной странице


Особенность сказок Андерсена в том, что он первым обратился к сюжетам из жизни обычных героев и горячо любил простых, трудолюбивых людей, сочувствовал бедным и несправедливо обиженным: Маленькому Клаусу, пахавшему своё поле только по воскресеньям, потому что шесть дней в неделю он работал на поле Большого Клауса; бедной женщине, которая жила на чердаке и каждое утро уходила топить печи в чужих домах, оставив дома больную дочку; садовнику Ларсену, выращивавшему для своих спесивых господ удивительные плоды и цветы, и ненавидел тех, кто считает, что за деньги можно купить всё и что в мире ничего нет дороже богатства.

Он мечтал о счастье для людей с добрым сердцем и умелыми руками.
(sa)

Но были у Андерсена и сказки, предвещающие жестокие конфликты ХХ века. Так, в сказке "Тень" речь идёт об одном учёном, который "писал об истине, добре и красоте", но его не понимали, поэтому его одолевали горе и заботы. Случилось так, что однажды от него отделилась его собственная тень и начала жить самостоятельной жизнью. Прошло несколько лет, и перед бедным учёным его тень явилась в облике богатого, элегантного человека. Узнав, что тень познакомилась с принцессой и женилась на ней, учёный, запротестовав, стал угрожать, что разоблачит переодетую тень.

Но достаточно было тени пожаловаться принцессе: "Подумай, моя тень сошла с ума: вообразила себя человеком, а меня - подумай только - своей тенью!" И принцесса сочла за благо поскорее и без шума покончить с существом, которое вдруг лишилось разума. Учёного убили. Если вдуматься в содержание этой сказки, то в ней есть жуткая правда о судьбе честного одиночки, погибшего в неправедном мире.
(m)

ЛОТЛ - интернет-аукционы
А в сказке "Новое платье короля" нашла гениальное воплощение сатира на лицемерие и ложь современного Андерсену общества. "Город, в котором жил король, был большой и бойкий, что ни день приезжали чужестранные гости, и как-то раз заехали двое обманщиков. Они сказались ткачами и заявили, что могут выткать замечательную ткань, лучше которой и нельзя помыслить. И расцветкой-то она необыкновенно хороша, и узором, да и к тому же платье, сшитое из этой ткани, обладает чудесным свойством становиться невидимым для всякого человека, который не на своём месте сидит или непроходимо глуп. ("Новое платье короля")

Сила этой сказки в том, что неправда и обман, на которых строятся отношения между королём и его придворными, становятся основным принципом государственной жизни. История с несуществующим платьем короля перерастает в грандиозный спектакль, в который его основные актёры-лжецы стремятся втянуть и народ. И только маленький ребёнок, чуждый всякой корысти и всякому преклонению перед условностями, произносит правду: "Да ведь король голый!" ("устами младенца глаголет истина").
(s)
Единая и бесконечно повторяющаяся тема сказок Андерсена-любовь, борьба светлых человеческих чувств с тёмными силами. В них счастлив не тот, кто прожил жизнь для себя, а тот, кто принёс людям радость и надежду. Счастлив розовый куст, каждый день даривший миру новые розы, а не улитка, зарывшаяся в своей раковине ("Улитка и розовый куст"). А из пяти горошин, выросших в одном стручке ("Пятеро из одного стручка"), самой замечательной оказалась не та, которая раздобрела в затхлой воде водосточного желоба и гордилась тем, что скоро лопнет, а та, которая проросла в щели дощатого подоконника под чердачным окошком. Росток выпустил зелёные листочки, стебелёк обвился вокруг бечевки, и однажды весенним утром распустился светло-розовый цветок. Жизнь этой горошины не прошла даром - каждый день зелёное растеньице приносило новую радость больной девочке. "У Андерсена цветы показывают в танцах тончайшие оттенки человеческих переживаний, ветер, камни и колокола рассказывают людям удивительные истории о старых временах, ель ждёт, надеется, испытывает радость и горе. А птицы! Особенно аисты... Его мир - горы, реки, земля - духовен. "(Евг. Богат) Только в его сказках из поленьев могут расцвести розы. А вещи у него по ночам разговаривают и рассказывают свои чудесные истории о любви, разочарованиях, надеждах. . Таких чудес немало у датского кудесника.
(lf)
Многие названия давно уже стали нарицательными. О девушке-ломаке достаточно сказать "принцесса на горошине", а для верного мужественного человека нет выше похвалы, чем "стойкий оловянный солдатик ".

У Андерсена было мало друзей, но самыми верными были Коллины. В их доме был праздник, когда из-за границы приходили вести, что он направляется домой и скоро будет среди них. Ганс безгранично любил всех членов этой семьи. Ближе всех был ему Эдвард Коллин, второй и самый талантливый из трёх сыновей, который всю жизнь помогал Андерсену и поддерживал его. Он в любую минуту, как бы ни был занят, был готов прийти с советом или руководством в практических делах, даже переписывал рукописи Андерсена для издателей или переводчиков и решительно отказывался от выражений благодарности за это. Он был доверенным Ганса Христиана и в личных делах. Тот мог рассчитывать на скромность друга...


(lp)

(xap)
Как-то. Андерсена покорила прелестная танцовщица Копенгагенского театра Люсиль Грандт. Он ходил на все её спектакли, неистово аплодировал, но, видя балерину в окружении поклонников, отступал молча в сторону. Снова мечтал по ночам подобно стойкому оловянному солдатику. И тоже напрасно.

Но все предыдущие страдания не шли ни в какое сравнение с душевной болью после знакомства с выдающейся шведской певицей Иенни Линд. Они гуляли, беседовали об искусстве, жизни, религии. Завязалась многолетняя дружба и переписка. Часто он сопровождал её в Лондон и Берлин, где она гастролировала. Она красива и молода, ей всего двадцать пять лет, а он некрасив и ему уже сорок. Иенни Линд сказочно богата, а он стеснён в средствах. Но самое главное он узнал, что она его не любит.

продолжение 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6


Использование любого материала требует разрешение автора и ссылки на сайт автора.
Все права на материалы принадлежат автору.  
По любым вопросам обращаться по электронной почте.