Главная страница


E-mail

ОГЛАВЛЕНИЕ

»  Детский голос сильнее смерти

»  Мастер художественного
    слова (об И.А.Крылове
   1769-1844)


»  Судьба поэта-мыслителя
    (о Ф.И.Тютчеве 1803-1873)


»  Великий сказочник
    из Датского королевства
   (о Г.Х.Андерсене 1805-1875)


»  Женщины в жизни и
    творчестве И.С.Тургенева
   (1818-1883)


»  «Колумб Замоскворечья»
    (об А.Н.Островском 1823-1886)


»  В поисках правды и
    смысла жизни (о Л.Н.Толстом
   1828-1910)


»  Я американский Шолом
    Алейхем
    (о Марке Твене 1835-1910)


»  Мастер короткого
    юмористического рассказа
    (о О.Генри 1862-1910)


»  Знаток человеческих душ
    (о А.И.Куприне 1870-1938)


»  Тонкий наблюдатель мира
    (о Льве Квитко 1890-1949)


»  Ещё не раз вы вспомните
    меня и весь мой мир...
    (Николай Гумилёв 1886-1921)


»  "Я, кажется в грядущее вхожу,
    и, кажется, его я не увижу"
    (О.Э.Мандельштам 1891-1938)


»  Судьба Константина
    Паустовского (1892-1968)


»  И.Г.Эренбург (1891-1967)

»  Константин Паустовский -
    Интернационалист


»  Прерванный полёт
    Антуана де Сент-Экзюпери
    (1900-1944)


»  Жизнь и судьба
    Василия Гроссмана (1905-1964)


»  А.Т.Твардовский (1910-1971)

»  Величие Шекспира (1564-1616)

»  Мятежная душа поэта
    (о Джордже Байроне
   1788-1824)


»  Судьба гениального писателя
    (об Оноре де Бальзаке
   1799-1850)


»  Тернистый путь Теодора
    Драйзера к славе (1871-1945)


»  Мир приключений
    Джека Лондона (1876-1916)


»  "Бороться и искать,
    найти и не сдаваться!"
    (о В.А.Каверине 1902-1989)


»  "Об известном и неизвестном
    (по "Эпилогу" В. А. Каверина)


»  Стихи Бориса Коренфельда

»  К 15-летию рождения
    "Новостей" посвещается


»  Друзьям нашей газеты
    "Новости" посвящается





(pp)






СТАТИСТИКА

Счётчик Рейтинг@Mail.ru


ЗНАТОК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШ


(к годовщине со дня рождения великого русского писателя А.И.Куприна)


Анна Коренфельд



Продолжение. Начало на главной странице


Отец будущего писателя, Иван Иванович Куприн, штаб - лекарский сын, был мелким чиновником, письмоводителем у мирового посредника. Он играл на скрипке, рисовал масляными красками. Мать его, Любовь Алексеевна, татарского княжеского рода, незаурядная женщина, отличавшаяся редкой наблюдательностью и настойчивостью. В письме к матери Александр Куприн писал: " Ты мне теперь очень нужна. Не твой опыт, не твой ум, а твой инстинктивный вкус, которому я верю больше, чем всей теперешней критике ".

Когда Александру шел второй год, умер его отец. Оставшись вдовой, Куприна бедствовала. Старших дочерей - Соню и Зину - она устроила в пансионы, а сама с сыном поселилась в Московском вдовьем доме. Затем она вынуждена была определить шестилетнего Сашу в Разумовский пансион (сиротский) , где он пребывал не более трех лет, но который оставил в его душе тяжёлый след. Всегда жизнерадостный и не склонный к жалобам на судьбу, Куприн через всю жизнь пронес отвращение к той воспитательной системе. Вспоминая о разумовских " пансионерах " данного закрытого учебного заведения, Куприн писал: " Все они были подготовлены плохо... Провёл лучшие годы под влиянием истеричных старых дев ". Пребывание в кадетском корпусе изменило характер Александра. Из " нежного ", " впечатлительного " подростка он превратился в одного из членов " бесшабашной мальчишеской республики ", которая " закаляла их в физическом отношении и калечила в нравственном ". В 1880г. Саша Куприн выдержал вступительные экзамены во вторую Московскую военную гимназию, преобразованную вскоре в кадетский корпус. В рассказе " На переломе " Куприн описал, как за незначительный проступок его приговорили к десяти ударам розгами: " В маленьком масштабе он испытал всё, что чувствует преступник, приговорённый к смертной казни ".
(sa)

И закончил рассказ так: " Прошло очень много лет, пока в душе Буланина (Куприна) зажила эта кровавая долго сочившаяся рана. Да полно - зажила ли? " А в повести " На переломе (Кадеты) " Куприн с суровой честностью и подкупающей искренностью изобразил " военную бурсу ". Однако с особенной теплотой он вспоминал преподавателя литературы: " Сиплым голосом он замечательно художественно читал вслух Гоголя, Тургенева, Лермонтова и Пушкина. Самые отчаянные лентяи, заведомые лоботрясы слушали его чтение, как зачарованные, боясь пошевельнуться, боясь пропустить хоть одно слово, какой удивительной красоты, какой глубины чувства достигал он своим простуженным, пропитым голосом. Ему одному обязан был впоследствии Буланин любовью к русской литературе ". В лице Труханова автор вывел преподавателя Цуханова, чьи уроки чтения переносили его маленьких слушателей из удушливой обстановки корпуса в светлый мир русской литературы, обаяние которой в подобных условиях становилось еще глубже, сильнее, неотразимее и оставило глубокий след в восприимчивой душе юного Куприна. Первые стихотворения Александра Ивановича Куприна имеют значение как документы, отражающие его литературные интересы.
(m)

ЛОТЛ - интернет-аукционы
Свою военную юность в Александровском юнкерском училище в Москве, куда он поступил по просьбе матери (ей казалось, что военная карьера обеспечит сына на всю жизнь) , Куприн впоследствии опишет в таких произведениях, как: " Кадеты ", " Беглецы ", " Святая ложь ". В романе " Юнкера " Александр уже " не маленький невзрачный кадетик, а крепкий юноша, ловкий гимнаст, неутомимый танцор, пылко влюбляющийся в каждую хорошенькую партнёршу по вальсу. Он смел, силён, ловок в драках, удачлив в любовных приключениях ". Юноша отличался горячим характером. В 1889 г. Куприн напечатал рассказ " Последний дебют " (№48 журнала " Русский сатирический листок " ) , подписав сокращенно: " А. Крин. " В нём проявилась характерная черта таланта Куприна - достоверность художественного изображения. В сюжетную основу рассказа положен реальный случай (во время представления известная драматическая актриса Евлалия Кадмина из - за несчастной любви покончила с собой на сцене, приняв яд) . После публикации рассказа в газете ротный командир отправил автора на двое суток в карцер за недостойное для будущего офицера " бумагомарание ".
(s)
Спустя год Александр Куприн отправился по месту службы в 48 - й Днепровский пехотный полк в самую глушь Юго-Западного края - Проскурово, где " вечная грязь, стада свиней на улицах, хатынки, мазанные из глины и навоза ". Юный подпоручик там развлекался вполне по - гусарски - карты, кутежи, любовные истории. Особый интерес в его произведениях более позднего времени приобретают те места, которые отмечены печатью автобиографичности. Вот как начинается, например, рассказ " Неизъяснимое " : " В то время ныне небезызвестный писатель Александров был наивным, весёлым и проказливым подпоручиком, который часто подвергался домашнему аресту то на двое, то на трое, то на пятеро суток... Проступки его были почти невинны.
(lf)
Однажды он въехал в ресторан, на второй этаж, верхом на чужой старой, одноглазой, бракованной лошади и, выпив у прилавка рюмку коньяку, благополучно, верхом же спустился вниз. Приключение это обошлось для него благополучно, но на улице собралась большая толпа, и вышел соблазн для чести мундира ".

Отслужив три года, в 1893 г. молодой поручик отправился сдавать экзамены в Петербургскую военную Академию Генерального штаба. В дороге, при переправе на пароме через реку, он стал свидетелем некорректного отношения полицейского пристава к какой - то молодой девушке. Куприн вступился за пострадавшую. По словам очевидцев, сделал он это в несколько своеобразной форме - не то бросил пристава в воду, не то избил его... Незадолго до окончания вступительных экзаменов Куприна настигла расплата за " шалость " - приказом командующего Киевским округом ему запретили поступать в академию в течение пяти лет " за оскорбление полицейского чина "...


(lp)

(xap)
В журнале " Русское богатство " вышли его повесть " Впотьмах " и рассказ " Лунной ночью ". Куприн был уже не только " наивным, веселым и проказливым подпоручиком ", но и хорошим писателем... Прослужив в захолустье ещё четыре года, Александр Иванович в 1897г. вышел в отставку и уехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии. Жадный до впечатлений, он вел страннический образ жизни, пробуя разные профессии, - грузчик, дантист, газетный репортёр, кузнец, актёр, землемер, цирковой борец, суфлёр, продавец... И этот огромный жизненный опыт органически вошёл в художественное наследие писателя...

продолжение 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8


Использование любого материала требует разрешение автора и ссылки на сайт автора.
Все права на материалы принадлежат автору.  
По любым вопросам обращаться по электронной почте.