Главная страница


E-mail

ОГЛАВЛЕНИЕ

»  Детский голос сильнее смерти

»  Мастер художественного
    слова (об И.А.Крылове
   1769-1844)


»  Судьба поэта-мыслителя
    (о Ф.И.Тютчеве 1803-1873)


»  Великий сказочник
    из Датского королевства
   (о Г.Х.Андерсене 1805-1875)


»  Женщины в жизни и
    творчестве И.С.Тургенева
   (1818-1883)


»  «Колумб Замоскворечья»
    (об А.Н.Островском 1823-1886)


»  В поисках правды и
    смысла жизни (о Л.Н.Толстом
   1828-1910)


»  Я американский Шолом
    Алейхем
    (о Марке Твене 1835-1910)


»  Мастер короткого
    юмористического рассказа
    (о О.Генри 1862-1910)


»  Знаток человеческих душ
    (о А.И.Куприне 1870-1938)


»  Тонкий наблюдатель мира
    (о Льве Квитко 1890-1949)


»  Ещё не раз вы вспомните
    меня и весь мой мир...
    (Николай Гумилёв 1886-1921)


»  "Я, кажется в грядущее вхожу,
    и, кажется, его я не увижу"
    (О.Э.Мандельштам 1891-1938)


»  Судьба Константина
    Паустовского (1892-1968)


»  И.Г.Эренбург (1891-1967)

»  Константин Паустовский -
    Интернационалист


»  Прерванный полёт
    Антуана де Сент-Экзюпери
    (1900-1944)


»  Жизнь и судьба
    Василия Гроссмана (1905-1964)


»  А.Т.Твардовский (1910-1971)

»  Величие Шекспира (1564-1616)

»  Мятежная душа поэта
    (о Джордже Байроне
   1788-1824)


»  Судьба гениального писателя
    (об Оноре де Бальзаке
   1799-1850)


»  Тернистый путь Теодора
    Драйзера к славе (1871-1945)


»  Мир приключений
    Джека Лондона (1876-1916)


»  "Бороться и искать,
    найти и не сдаваться!"
    (о В.А.Каверине 1902-1989)


»  "Об известном и неизвестном
    (по "Эпилогу" В. А. Каверина)


»  Стихи Бориса Коренфельда

»  К 15-летию рождения
    "Новостей" посвещается


»  Друзьям нашей газеты
    "Новости" посвящается





(pp)






СТАТИСТИКА

Счётчик Рейтинг@Mail.ru


ЗНАТОК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШ


(к годовщине со дня рождения великого русского писателя А.И.Куприна)


Анна Коренфельд



Продолжение. Начало на главной странице


Оптимистическое отношение к жизни сказывается у Куприна в двух областях - в высоком представлении о любви, как о таинственном даре, ниспослан ным только избранникам, и в его отношении к природе, как к живому целому. Природа у Куприна отличается большой чувствительностью. В его " описани - ях " гибкая, тонкая " цветистость " захватывает, ибо ее детали - творческие искорки. Они зажглись от того сложного, жадного восприятия мира, которое свойственно Куприну (сон Изумруда в одноименном рассказе, охота в рассказе " На глухарей " ) ... Внешней остроте восприятия у Куприна соответствуют его внутренняя цельность. Каким - то особым чутьём, подсознательным разумом он улавливал затаённую сущность вещей, связь причин и следствий, первооснову жизни и ее глубокий смысл...
(sa)

Появились новые рассказы. Простой человек у Куприна оказывался не только слабым, но и способным постоять за себя, обладающим завидной внутренней крепкостью. Народная жизнь представала в его произведениях в своем естественном течении, со своим кругом обычных забот - не только горестями, но и радостями, и утешениями ( " Листригоны " ) . Вместе с тем писатель видел не только ее светлые стороны и здоровые начала, но и выплески агрессивности, жестокости, легко направляемые тёмными инстинктами (описание еврейского погрома в рассказе " Гамбринус ".
(m)

ЛОТЛ - интернет-аукционы
" Гамбринус " - так называлась пивная в бойком портовом городе на юге России. Здесь каждый вечер, уже много лет подряд, играл на скрипке для удовольствия и развлечения гостей музыкант Сашка - еврей, кроткий, весёлый, пьяный человек неопределённых лет... Со струн Сашкиной скрипки плакала древняя, как земля, еврейская скорбь, вся затканная и обвитая печальными цветами национальных мелодий. " Прошли годы. Однажды " на город спустился мрак. Ходили тёмные, тревожные, омерзительные слухи... А на окраинах трепетал, молился и плакал от ужаса избранный народ божий, давно покинутый гневным библейским богом, но до сих пор верящий, что мера его тяжёлых испытаний ещё не исполнена. Утром начался погром... люди шли убивать, и шли не потому, что им было приказано, и не потому, что они питали вражду против евреев, с которыми часто вели дружбу, и даже не из - за корысти, которая была сомнительна, а потому, что грязный, хитрый дьявол, живущий в каждом человеке, шептал им на ухо: "
(s)
Идите. Всё будет безнаказанно:запретное любопытство убийства, сладострастие насилия, власть над чужой жизнью. " В эти дни Сашка свободно ходил по городу. Его не тронули, но на его глазах жестоко убили собачку... Позади оста лось всё страшное. Как обычно скрипач играл, но к нему придрался один посетитель и призвал к погрому. Сашка с криком " убийца! " со всей силы уда рил его скрипкой по голове. Тот упал, а " скрипка разлетелась в куски ". Прошло время. О Сашке позабыли. Однажды он неожиданно появился, обросший бородой, худой, бледный. Все кинулись к нему, стали угощать, но растерялись: " левая рука у Сашки, скрюченная и смятая... Она не сгибалась и не разгибалась ". Все сочувственно молчали... Перенесённые Сашкины страдания перекликаются с текстом песни, прозвучавшей в исполнении Сергея Никикитина 13 февраля 1993г. в Ашкелоне в спектакле театра Марка Розовского " Скрипка Ротшильда " (по рассказу А. П. Чехова) . Его смотрела мудрая женщина - Фрима Ароновна Брагинская, которая запомнила и передала мне, как нельзя кстати, ниже приведённые строки:
(lf)
Почему всё это так,
Чем я так влеку собак?
Задаю себе вопрос, и даже Богу.
Обнажают псы клыки и сбиваются в полки,
Стоит мне немножко выйти на дорогу.
Это гадко, но это загадка...

Я не жулик, не воришка, не барышник.
Почему средь бела дня
Все плевки летят в меня?
Почему опять в меня летит булыжник?
Это гадко, но это загадка?

Мудрый ребе так умён, но не знает даже он,
Но не знает даже он такого слова,
Чтоб собаки навсегда покраснели от стыда,
Чтоб исчезла без следа людская злоба.


(lp)

(xap)
Несмотря ни на что, есть надежда:добро победит зло. И когда пианист заиграл весёлую пляску, " Сашка здоровой рукой вынул из кармана какой - то небольшой, продолговатый чёрный инструмент с отростком, который вставил в рот и, весь изогнувшись налево, насколько ему это позволила изуродованная, неподвижная рука, вдруг засвистел оглушительно весёлого " Чабана ". Радость охватила всех присутствующих, и они пустились в пляс. " И, мо жет быть, даже сам старый, ноздреватый, источенный временем Гамбри нус пошевеливал бровями, весело глядя на улицу, и казалось, что из рук изувеченного, скрючившегося Сашки жалкая, наивная свистулька пела на язы - ке, к сожалению, ещё не понятном ни для друзей Гамбринуса, ни для самого Сашки. Ничего!Человека

продолжение 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8


Использование любого материала требует разрешение автора и ссылки на сайт автора.
Все права на материалы принадлежат автору.  
По любым вопросам обращаться по электронной почте.