Главная страница


E-mail

ОГЛАВЛЕНИЕ

»  Детский голос сильнее смерти

»  Мастер художественного
    слова (об И.А.Крылове
   1769-1844)


»  Судьба поэта-мыслителя
    (о Ф.И.Тютчеве 1803-1873)


»  Великий сказочник
    из Датского королевства
   (о Г.Х.Андерсене 1805-1875)


»  Женщины в жизни и
    творчестве И.С.Тургенева
   (1818-1883)


»  «Колумб Замоскворечья»
    (об А.Н.Островском 1823-1886)


»  В поисках правды и
    смысла жизни (о Л.Н.Толстом
   1828-1910)


»  Я американский Шолом
    Алейхем
    (о Марке Твене 1835-1910)


»  Мастер короткого
    юмористического рассказа
    (о О.Генри 1862-1910)


»  Знаток человеческих душ
    (о А.И.Куприне 1870-1938)


»  Тонкий наблюдатель мира
    (о Льве Квитко 1890-1949)


»  Ещё не раз вы вспомните
    меня и весь мой мир...
    (Николай Гумилёв 1886-1921)


»  "Я, кажется в грядущее вхожу,
    и, кажется, его я не увижу"
    (О.Э.Мандельштам 1891-1938)


»  Судьба Константина
    Паустовского (1892-1968)


»  И.Г.Эренбург (1891-1967)

»  Константин Паустовский -
    Интернационалист


»  Прерванный полёт
    Антуана де Сент-Экзюпери
    (1900-1944)


»  Жизнь и судьба
    Василия Гроссмана (1905-1964)


»  А.Т.Твардовский (1910-1971)

»  Величие Шекспира (1564-1616)

»  Мятежная душа поэта
    (о Джордже Байроне
   1788-1824)


»  Судьба гениального писателя
    (об Оноре де Бальзаке
   1799-1850)


»  Тернистый путь Теодора
    Драйзера к славе (1871-1945)


»  Мир приключений
    Джека Лондона (1876-1916)


»  "Бороться и искать,
    найти и не сдаваться!"
    (о В.А.Каверине 1902-1989)


»  "Об известном и неизвестном
    (по "Эпилогу" В. А. Каверина)


»  Стихи Бориса Коренфельда

»  К 15-летию рождения
    "Новостей" посвещается


»  Друзьям нашей газеты
    "Новости" посвящается





(pp)






СТАТИСТИКА

Счётчик Рейтинг@Mail.ru


Я сколько жил, а всё не дожил,
Не доглядел, не долюбил...


(к годовщине со дня рождения писателя и общественного деятеля И.Г.Эренбурга)


Анна Коренфельд



Продолжение. Начало на главной странице


Сохранив советский паспорт, Илья Эренбург большую часть времени жил на Западе, но часто приезжал в Советский Союз, где читал лекции, выступал на Первом съезде писателей СССР, защищал право на уважение и человеческую жизнь, издавал книги. И. Г. Эренбург дружил с И. Э. Бабелем, которого очень ценил как человека и как мастера художественного слова. Он добился печатанья произведений Бабеля за счёт собственных изданий. В эти годы появились одна за другой книги"Конармия", " Одес - ские рассказы", которые в СССР не печатали. Илья Григорьевич, как мог, помогал и другим писателям и поэтам. Так, книга Осипа Мандельштама" Разговор о Данте" была напечатана в СССР в 1967г. ; да - ря её вдове Эренбурга, Н. Я. Мандельштам надписала: " Любе Эренбург - эту книжку, за выход которой так боролся Илья Григорьевич... " . Он помог и Марине Цветаевой найти её мужа за границей, куда она с дочерью Ариадной уехала; реабилитировал её как поэта и воскресил её после долгого литературного небытия на родине, принял активное участие в работе Комиссии по литературному наследию Цветаевой и добился разрешения издать книгу её стихов. 22. 05. 1956г. Ариадна Эфрон, дочь Цветаевой, написала Эренбургу: " Ах, Боже мой, как я счастлива, что Вы будете писать предисловие! Вы единственный, который может это сделать - и сердцем, и умом, знанием творчества, и чистыми руками! " В конце предисловия написано: " Наконец - то выходит сборник Марины Цветаевой: муки поэта уходят вместе с ним. Поэзия остаётся" . Книга" Поэзия Марины Цветаевой" была издана в 1962года. Илья Эренбург председательствовал на первом цветаевском вечере в Москве.

(sa)

Вернёмся в 30 - е годы ХХ века. Чувство тревоги охватывало Эренбурга всё сильнее: " Растёт ненависть. Чрезмерность немецкой природы, хаос чувств, древнее безумие ищет выхода. Бритые затылки отнюдь не слепы. Они знают, о чём говорит это молчание... Паритет нарушен: власть откровенно потворствует наци и преследует коммунистов. Выбор сделан... " Как только Гитлер пришёл к власти, в Германии отменили все свободы и ввели цензуру. Газеты были заполнены ужасающими сообщениями: еврейские погромы, расстрелы коммунистов, концлагеря...

В эти трудные годы Эренбургу захотелось написать о людях труда и о любви. Побывав в Кузнецке и на других стройках первой пятилетки, он стремился сказать всю правду о людях, строивших заводы в неимоверно трудных условиях: " Я увидел самоотверженность одних, жадность и косность других. Строили все, но строили по - разному: кто по идее, кто по нужде, кто по принуждению. Для многих это было началом строительства не только заводов, но и человеческого сознания" . В романе" День второй" рядом с лучшими представителями молодого поколения он показал людей, равнодушных ко всему, что не связано с их личной судьбой. Писатель Ромен Роллан так оценил эту книгу: " Только что прочёл Ваш " День второй" . Это самая прекрасная, самая содержательная, самая свободная из книг, прочитанных мною. В ней чувствуется редкий ум - живой, - который проникает в сущность каждого человека, схватывает разнообразие явлений в жизни людей и затем любуется тем, что дал" День творения мира" . Поздравляю Вас" .
(m)

ЛОТЛ - интернет-аукционы
В 1935 г. Эренбург, будучи специальным корреспондентом" Известий" в Париже, стал одним из орга - низаторов первого антифашистского конгресса в защиту культуры. Серж Фотинский, французский художник, ранее приехавший из России, с подачи Эренбурга, принимал участие в работе конгресса как гид и переводчик, а также был художником в московской" Литературной газете" . Его зарисовки, беглые портреты писателей, приехавших на парижский конгресс, печатались в газетах. В том же году Фотинский приехал на две недели в Москву посмотреть, как изме - нилась страна, повидать родных. Но НКВД его почти два года не выпускало: ему отказали в выездной визе. Эренбург обратился за помощью к другу юности Николаю Бухарину. Ему удалось добиться загранпаспорта для Фотинского, который больше никогда не приезжал в Россию.

В период Гражданской войны в Испании 1936 - 1939 гг. Эренбург, один из активнейших участников её, выступал на митингах, собирал материалы о фашистских зверствах для западной печати, писал анонимные брошюры, статьи в газету" Известия" . В эти годы он неоднократно встречался со знаменитым писателем Хемингуэем, с известным журналистом и политическим советником М. Е. Кольцовым. В январе 1937г. Эренбург увёз из Франции своего давнего и близкого друга Овадия Савича, писателя и переводчика, корреспондента" Комсомолки", в Испанию, где тот пробыл два года. В книге" Люди, го ды, жизнь" Эренбургпосвятил отдельную главу Савичу, которую закончил так: " То место в жизни, которое Савич нашёл весною 1937г. в Мадриде - испанская речь и поэтическая настроенность - укоренилось в нём за годы жизни в Испании" . Интересен один эпизоды из его жизни.
(s)
Республиканская армия сдала Барселону, но оказалось, что на здании советского консульства остались флаг и герб, и Савич, вернувшись в город, куда уже входили франкисты, влез на крышу здания и снял их. Осторожный и тихий Савич оказался храбрецом.

В Испании Эренбург написал много статей, очерков и роман "Что человеку надо" . Помимо журналистской работы, он выполнял ряд дипломатических поручений. Международный конгресс писателей состоялся в Испании. В Мадриде и Валенсии, в Барселоне и Париже под обстрелами выступали выдающиеся писатели всего мира - Антонио Мочадо, Андерсен - Нексе, в том числе А. Барто, В. В. Вишневский, В. П. Ставский из СССР. Их выступления, в которых они говорили о Тухачевском и Якире, как о"врагах народа", удивили и встревожили испанцев: " Мы думали, что у вас на двадцатом году революции генералы с народом. А оказывается, у вас то же самое, что у нас... " Эренбург спросил у делегатов, почему об этом они говорят на конгрессе писателей, да ещё в Мадриде, кто - то ответил: " Так нужно. А вы лучше не спрашивайте" .
(lf)
Периодически Эренбург приезжал в Москву, и многое ему было непонятно. Он, зная, что людям приписывали злодеяния, которые они не совершали, да и не могли совершить, спрашивал себя и других: зачем, почему? Никто не мог ответить. Ежова постигла судьба Ягоды, на его место пришёл Берия, при нём погибли Бабель, Мейерхольд, Кольцов и другие невинные люди. Об одном из них - о В. Э. Мейерхольде, с которым дружил много лет, Эренбург с теплотой и любовью написал: " Помню репетиции чехов ских водевилей. Мейерхольду было за шестьдесят, но он поражал молодых актёров неутомимос тью, блеском находок, огромным душевным весельем... Наши последние встречи были невесёлыми. Я приехал из Испании в декабре 1937года. Театр Мейерхольда был закрыт... Мы расстались весной 1938г. - я уезжал в Испанию. Обнялись. Тяжёлым было это расставание. Больше я его не видел: в июле 1939г. Мейерхольд был арестован в Ленинграде. 1 февраля 1940г. был приговорён к десяти годам без права переписки. Справка о смерти помечена 2 февраля" .

В 1955г. молодой прокурор Главной военной прокуратуры Б. В. Ряжский рассказал Эренбургу, что, изучив дело Всеволода Эмильевича, понял: Мейерхольд был оклеветан и обвинения в шпионаже отпадают. Эренбург, как депутат Верховного Совета СССР, тут же направил в Главную военную прокуратуру заявление о необходимости реабилитации Мейерхольда (" Театральная жизнь", 1989, №5) ; в том же году В. Э. Мейерхольда реабилитировали.


(lp)

(xap)
А тогда, в середине июня 1940 г., Эренбург наблюдал вступление немецких войск в Париж. После захвата Франции жизнь оставила ему скудный выбор: нацизм Гитлера или тоталитарный режим Сталина. Просто отойти в сторону, поехать в Америку или в другую страну, куда его" выпускали", Эренбург не пожелал и окончательно вернулся в СССР. В антифашистском романе"Падение Парижа" он, показав Францию 1936-1940 гг., обличил французскую элиту, приведшую страну к поражению. Однако из - за антифашистской направленности роман встретил трудности при публикации. В 1939 г. перед подписанием "Пакта Молотова - Роббентропа" статьи Эренбурга перестали печатать в СССР за ним установилась слежка, мало кто из друзей хранил ему верность, отчего он заболел. Первая часть романа" Падедение Парижа" вышла в начале 1941 г., а с выпуском второйвозникли проблемы. Но 24 апреля того же года Эренбургу позвонил Сталин, одобрил первую часть книги в ответ на высказанное писателем опасение, что продолжение не будет напечатано, пошутил: "А Вы пишите, мы с Вами постараемся протолкнуть и третью часть" . Эренбург воспринял этот звонок как предупреждение о неизбежности войны СССР с фашистской Германией. В 1941г. Эренбург был удостоен Сталинской премии за роман" Падение Парижа" . Во Франции его наградили орденом Почётного Легиона.

продолжение 1 , 2 , 3, 4 , 5 , 6, 7


Использование любого материала требует разрешение автора и ссылки на сайт автора.
Все права на материалы принадлежат автору.  
По любым вопросам обращаться по электронной почте.