Главная страница


E-mail

ОГЛАВЛЕНИЕ

»  Детский голос сильнее смерти

»  Мастер художественного
    слова (об И.А.Крылове
   1769-1844)


»  Судьба поэта-мыслителя
    (о Ф.И.Тютчеве 1803-1873)


»  Великий сказочник
    из Датского королевства
   (о Г.Х.Андерсене 1805-1875)


»  Женщины в жизни и
    творчестве И.С.Тургенева
   (1818-1883)


»  «Колумб Замоскворечья»
    (об А.Н.Островском 1823-1886)


»  В поисках правды и
    смысла жизни (о Л.Н.Толстом
   1828-1910)


»  Я американский Шолом
    Алейхем
    (о Марке Твене 1835-1910)


»  Мастер короткого
    юмористического рассказа
    (о О.Генри 1862-1910)


»  Знаток человеческих душ
    (о А.И.Куприне 1870-1938)


»  Тонкий наблюдатель мира
    (о Льве Квитко 1890-1949)


»  Ещё не раз вы вспомните
    меня и весь мой мир...
    (Николай Гумилёв 1886-1921)


»  "Я, кажется в грядущее вхожу,
    и, кажется, его я не увижу"
    (О.Э.Мандельштам 1891-1938)


»  Судьба Константина
    Паустовского (1892-1968)


»  И.Г.Эренбург (1891-1967)

»  Константин Паустовский -
    Интернационалист


»  Прерванный полёт
    Антуана де Сент-Экзюпери
    (1900-1944)


»  Жизнь и судьба
    Василия Гроссмана (1905-1964)


»  А.Т.Твардовский (1910-1971)

»  Величие Шекспира (1564-1616)

»  Мятежная душа поэта
    (о Джордже Байроне
   1788-1824)


»  Судьба гениального писателя
    (об Оноре де Бальзаке
   1799-1850)


»  Тернистый путь Теодора
    Драйзера к славе (1871-1945)


»  Мир приключений
    Джека Лондона (1876-1916)


»  "Бороться и искать,
    найти и не сдаваться!"
    (о В.А.Каверине 1902-1989)


»  "Об известном и неизвестном
    (по "Эпилогу" В. А. Каверина)


»  Стихи Бориса Коренфельда

»  К 15-летию рождения
    "Новостей" посвещается


»  Друзьям нашей газеты
    "Новости" посвящается





(pp)






СТАТИСТИКА

Счётчик Рейтинг@Mail.ru


"Об известном и неизвестном"


(по "Эпилогу" В.А.Каверина)


Анна Коренфельд



Продолжение. Начало на главной странице


Рассказывая о давлении могучего пресса государства на литературу, Каверин напомнил о писателях, "сперва замолчавших, потом расстрелянных, потом замолчанных", о неисчислимых потерях. . . Вениамин Александрович Каверин с восхищением вспоминал Льва Лунцаталантливого писателя, любимого ученика Максима Горького, умершего двадцати двух лет, который оставил заметный след в истории русской литературытридцать произведенийчетыре пьесы, рассказы, статьи и рецензии. . . С. С. Подольский, старый большевик, проведший двадцать лет в тюрьме и ссылке, профессиональный журналист, решил "восстановить историческую правду о Лунце, так постыдно по чёрному почину А. Жданова оболганном".

Собирая материал о Лунце, С. Подольский общался с его друзьями В. Кавериным, М. Слонимским, В. Шкловским, К. Фединым. Затем в очерке впервые он последовательно описал жизнь Лунца. .

(sa) Мы предлагаем Сочи лечение в пансионаты Изумруд, подробности здесь.

Ответом на обращение, подписанное группой литераторов в Союз писателей, была создана комиссия по литературному наследию Лунца, заказавшая перевод с английского диссертации Гари Керна " О Льве Лунце и " Серапионовых братьях " . В. Слонимский удачно составил план сборника, куда, помимо рассказов, предполагалось включить знаменитые публицистические статьи Л. Лунца " Почему мы " Серапионовы братья " , " Об идеологии и публицистике " и " На Запад! " Рукопись " Сочинения Лунца " дважды возвращалась. И как отметил В. Каверин, " издательство " Советский писатель " задушило бесценную книгу потому, что полвека назад 20летний мальчик писал о том, что самое важное в литературе правда " .

В. Каверин, тепло отзываясь о В. Маяковском, о его литературных вечерах, с болью вспомнил о том, каким он увидел поэта перед его смертью: " Я был поражён одиночеством Маяковского, его полной закрытостью, в которой чувствовалось лихорадочное возбуждение. . . " Все до глубины души были потрясены самоубийством поэта и считали, как Каверин, что " это был выстрел, угодивший в самое сердце поколения " .
(m)

ЛОТЛ - интернет-аукционы
Вениамин Александрович, касаясь годов большого террора и его безвинных жертв, в своих воспоминаниях писал: " Невозможно передать то " чувство, которое мы испытывали в 3040х годах, когда страх был тесно связан с арестом, пытками, расстрелом, смертельной опасностью " . Страх сковал языки и своей рукой сжимал любую новую мысль, попытку чтото изменить. В это страшное время в печати и с трибун многие писатели, подвергаясь оскорблениям, клевете и преследованиям, " поразному преодолевали препятствия " .

Крик души писателя передан в архивном документеприложении к к " Эпилогу " " Письмо к советскому правительству Михаила Булгакова " . Это не покаянное письмо, как ему советовали сделать друзья, а горькая правда. За десять лет его литературной работы было всего три похвальных отзыва и 298 ругательских. Булгакова безжалостно критиковали в прессе и на собраниях за пьесы " Дни Турбиных " , " Бег " и роман " Белая гвардия " , в которых он изобразил русскую интеллегенцию как лучший слой в СССР, волею исторической судьбы брошенную в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии. Их автор, как и его герои, получил аттестат белогвардейцаврага и мог себя считать конченым человеком. . . Героя его произведения в печати назвали " сукиным сыном " , автора представили как человека, " одержимого собачьей страстью " , оскорбляли, с яростью доказывая, что его произведения не могут издаваться в СССР. . .
(s)
Михаил Булгаков писал: " Я обращаюсь к гуманности Советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя в отечестве, великодушно отпустить на свободу " . Зная, что его не выпустят из страны и обрекут на пожизненное молчание, Михаил Афанасьевич попросил правительство дать ему возможность работать по специальности в качестве театрального режиссёра или актёра, или рабочего сцены, так как " налицо в данный моментнищета, улица и гибель " .

В. Каверин, знакомя нас с ныне малоизвестным, но талантливым, оригинальным писателем Леонидом Добычиным, написавшим три маленькие книги( " Встречи с Лиз " , " Портрет " и " Город Эн " ), отмечал: " Его крошечные рассказы представляют собой образец бережливости по отношению к каждому слову. . . Его прямодушие меня поражало. Благородство его было режущее, непримиримое, саркастическое, неуютное. . . Он был добр " .
(lf)
Он был добр " . Но с марта 1936г. на него набросился шквал критики со стороны прессы и общественных организаций. С болью знакомимся с решениями общемосковских собраний и дискуссий в Доме писателя им. Маяковского, статьями и пасквилиями, в которых употреблялись резкие слова, унижающие человеческое достоинство: " Добычинэто наш местный ленинградский грех " , " Добычин не новатор, это стилизатор " ; " книга " Портрет " , насыщенная беззубой злобой мещанина, достойна занять " почётное место " на полке новобуржуазной литературы. . . " В ответ на политическую оценку и на суровую критику " Города Эн " Л. Добычин, горько переживая, произнёс несколько маловразумительных слов сожаления, что его книгу сочли идейно враждебной. Вот всё, что он сумел сказать, чем вызвал недоумение у присутствующих. . . В. Каверин не мог себе простить того, что он не выступил в его защиту, и сам объяснял это тем, что струсил. Он понимал: его выступление безнадёжно. . .


(lp)

(xap)
Л. Добычин вдруг исчез. К. Чуковский, М. Козаков, Е. Шварц и В. Каверин обратились в секретариат Союза писателей с требованием выяснить, где он и что с ним. С прискорбием они узнали, что Л. Добычин покончил жизнь самоубийствомэто был шаг отчаяния. . . Каверин считал, что " история его безвременной кончины, его гибель не должна быть забыта. Он покончил самоубийством, но на деле был беспощадно убит. . . Его самоубийство похоже на японское " харакири " , когда униженный вспарывает себе живот мечом, если нет другой возможности сохранить свою честь. Он убил себя, чтобы доказать, что презирает виновников своего позора. . . "

продолжение 1 , 2 , 3 , 4, 5, 5


Использование любого материала требует разрешение автора и ссылки на сайт автора.
Все права на материалы принадлежат автору.  
По любым вопросам обращаться по электронной почте.