Главная страница


E-mail

ОГЛАВЛЕНИЕ

»  Детский голос сильнее смерти

»  Мастер художественного
    слова (об И.А.Крылове
   1769-1844)


»  Судьба поэта-мыслителя
    (о Ф.И.Тютчеве 1803-1873)


»  Великий сказочник
    из Датского королевства
   (о Г.Х.Андерсене 1805-1875)


»  Женщины в жизни и
    творчестве И.С.Тургенева
   (1818-1883)


»  «Колумб Замоскворечья»
    (об А.Н.Островском 1823-1886)


»  В поисках правды и
    смысла жизни (о Л.Н.Толстом
   1828-1910)


»  Я американский Шолом
    Алейхем
    (о Марке Твене 1835-1910)


»  Мастер короткого
    юмористического рассказа
    (о О.Генри 1862-1910)


»  Знаток человеческих душ
    (о А.И.Куприне 1870-1938)


»  Тонкий наблюдатель мира
    (о Льве Квитко 1890-1949)


»  Ещё не раз вы вспомните
    меня и весь мой мир...
    (Николай Гумилёв 1886-1921)


»  "Я, кажется в грядущее вхожу,
    и, кажется, его я не увижу"
    (О.Э.Мандельштам 1891-1938)


»  Судьба Константина
    Паустовского (1892-1968)


»  И.Г.Эренбург (1891-1967)

»  Константин Паустовский -
    Интернационалист


»  Прерванный полёт
    Антуана де Сент-Экзюпери
    (1900-1944)


»  Жизнь и судьба
    Василия Гроссмана (1905-1964)


»  А.Т.Твардовский (1910-1971)

»  Величие Шекспира (1564-1616)

»  Мятежная душа поэта
    (о Джордже Байроне
   1788-1824)


»  Судьба гениального писателя
    (об Оноре де Бальзаке
   1799-1850)


»  Тернистый путь Теодора
    Драйзера к славе (1871-1945)


»  Мир приключений
    Джека Лондона (1876-1916)


»  "Бороться и искать,
    найти и не сдаваться!"
    (о В.А.Каверине 1902-1989)


»  "Об известном и неизвестном
    (по "Эпилогу" В. А. Каверина)


»  Стихи Бориса Коренфельда

»  К 15-летию рождения
    "Новостей" посвещается


»  Друзьям нашей газеты
    "Новости" посвящается





(pp)






СТАТИСТИКА

Счётчик Рейтинг@Mail.ru


"Об известном и неизвестном"


(по "Эпилогу" В.А.Каверина)


Анна Коренфельд



Продолжение. Начало на главной странице


Каверин " пытался устраивать его литературные дела, неустанно уговаривал переехать в Москву из Ленинграда, где вокруг него всё застыло в отравленной атмосфере страха " . Вениамин Александрович корил себя за то, что делал для Зощенко всётаки недостаточно, напоминал их общим знакомым о необходимой помощи другу, попавшему в беду. А. А. Фадеев распорядился, чтобы Литфонд отправил деньги к юбилею Зощенко, а К. А. Федин помог ему материально и написал о старом друге благожелательную статью. Но, к сожалению, в судьбе писателя она ничего не изменила. Лишь после ХХсъезда Михаила Зощенко, которого травили, а потом унизительно " не замечали " двенадцать лет, наконецто, восстановили в Союзе писателей, в " Новом мире " напечатали его " Партизанские рассказы " и другие произведения.

(sa)

В. А. Каверин высоко ценил Евгения Львовича Шварца за то, что он " был одновременно человеком добрым, умным и остроумным, искренним, талантливым, щедрым и великодушным " . Когда в 1941г. Каверин ожидал ареста по " делу Тихонова " , он пошёл проститься именно со Шварцем, ближе, чем он, у него тогда в Ленинграде никого не было.

Мировое признание получили написанные Шварцем сказки для детей и " Дракон " для взрослых, поставивший его в первый ряд русских драматургов. В статье " Ланцелот " В. Каверин упомянул " Дракона " , но откровенно о нём не мог написать и остановился на " Тени " , " которую в сравнении с " Драконом " можно было бы назвать лишь " Тенью сопротивления " . В фантастическом театре Евгения Шварца Тень не может простить человеку, что она была его тенью. Она рвётся к власти " . Тень считает, что возможность захвата открыта перед нейстоит только подписать дватри приказа. Она доказывает, что этот захват разумен, логически обоснован. В самом деле, разве она не выше человека?Тень может " тянуться по полу, подниматься по стене и падать в окно в одно и то же времяспособен он (человек) на такую гибкость? " Она умеет " лежать на мостовой, и прохожие, колёса, копыта коней не причиняют ей ни малейшего вредаон мог бы так приспособиться к местности? " Тень требует, чтобы человек лежал у её ног. Но жизнь сложнее, чем это кажется Тени с её двухмерным мышлением, с её чувствами, распластанными на плоскости, а " человека приговаривают к смерти и казнят за то, что он в Тени " . . .
(m)

ЛОТЛ - интернет-аукционы
Многие его пьесы, в том числе " Одна ночь " , были отклонены театрами или запрещены цензурой. Его проза почти полностью осталась в рукописях, а мемуары он не только не пытался опубликовать, но в значительной части зашифровал. Каверин отметил: " На редкость проницательный ум, пророческий ум, свойственный поэтам хлебниковского масштаба, тонкая изобразительность, языковые находки, подслушанные и придуманные, все говорит о том, что когда мемуары будут разгаданы и опубликованы, в русской литературе появится ещё одна великая книга " .


В одной из глав, посвящённой А. А. Фадееву, В. А. Каверин вспомнил о встрече с ним по поводу прав наследства Михаила Булгакова, пьесы которого после многолетнего перерыва вновь стали появляться на сцене. . . Фадеев поинтересовался мнением Каверина о своём романе " Чёрная металлургия " , главы которого были напечатаны в " Огоньке " . Каверин сказал : " Судя по тщательности психологических зарисовок, которые следуют одна за другой, можно представить себе, что это должно быть многотомное произведение " . Но Фадеев прекратил писать роман, так как использовал материал одного " вредительского " процесса, а теперь стало ясно, что люди, которые были обвинены по этому процессу, оказались правы. Те же, кто обвинял их и кто добился их уничтожения, люди, лишённые чести и вообще каких бы то ни было других чувств, кроме любви к себе. Каверин, Твардовский и Федин советовали Фадееву рассказать всему миру правду о том, как он был обманут, но он им сказал, что ему " всегда было трудно писать о подлецах, а сейчас особенно трудно " . Вениамин Александрович размышлял: " Я стал думать об этом человеке, одарённом необычайной силой. . . Картина его души представилась передо мной. . . Здесь была власть, уходящая из рук. . . и детское желание убедить, что он, в сущности, был создан для светлой жизни простого и справедливого человека. . . и печаль очень усталого человека, и то, о чём он мучительно думал " .
(s)
Фадеев был возведён на неслыханную административную высотуи полностью зависел от Сталина. " Он хотел участвовать в литературе, как писатель, а между тем его положение постепенно убивало в нём возможность писать, не оставляя для творчества ни малей шего места, как вспоминал Каверин, и он спился " .

Требовательный И. Г. Эренбург рассказал В. Каверину об их 7совместной поездке в Италию. А. Фадеев, спохватившись, что почти ничего не знает об итальянской литературе, сумел в течение двухчасового полёта приготовить речь, в которой показал себя эрудитом, блестяще справившемся с трудной задачей. . .

Испытывая чувство вины перед литераторами, он и сам жертва сталинского произвола приезжал проститься к умирающим писателямМ. Булгакову, Ю. Тынянову, А. Платонову.
(lf)
А. Фадеев жаловался Юрию Лебединскому на то, что к его мнению перестали прислушиваться, а он настаивал заново оценить сделанное старшим поколением, восстановить мост между двадцатыми и пятидесятыми годами, пересмотреть историю советской литературы. . . Вскоре А. Фадеев застрелился. К. Федин, Вс. Иванов, прибывшие к нему, увидели его лежащим на постели, с простреленным сердцем, а на ночном столикетолстое письмо, адресованное в ЦК, которое исчезло после появления представителей органов. . .

В. Каверин гордился Б. Пастернакомсобратом по перу, чью поэзию на Первом съезде писателей признали как новое и своеобразное явление. И. Эренбург, рассказая В. Каверину о Всемирном конгрессе " В защиту культуры " , проходящем в 1936г. в Париже, подчеркнул, что едва Борис Леонидович, открыв рот, " читал своим диковатым, глуховатым, гудящим голосом, который, как и всё, связанное с ним, был единственным в своём роде " , раздавались восторженные аплодисменты, и " это было достаточно, чтобы почувствовать поэта " . На одном из экземпляров " Несколько стихотворений " Б. Пастернак сделал запись: " . . . Именно в 36 году, когда начались эти странные процессы(вместо прекращения поры жестокости, как мне в 35 году казалось), всё сломалось во мне, и единение с временем перешло в сопротивление ему, которого я не скрывал. Я ушёл в переводы. Личное творчество кончилось " .


(lp)

(xap)
В 1937г. , во время процесса по делу И. Э. Якира, М. Н. Тухачевского и других военачальников, среди писателей собирали подписи, одобрявшие смертный приговор. Как Пастернака ни уговаривали, ни требовали, он отказался: " Видите ли, если я это сделаю, мне придётся подписать, когда и вас будут расстреливать " . Так во время террора проявилась его отвага, а " творчество снова пробудилось во время войны. . . Трагический, тяжёлый период войн был живым периодом и в этом отношении вольным, радостным возвращением чувстваобщности со всеми " .

В послевоенные годы Каверин встречался с Пастернаком в Переделкино у Ивановых, на прогулках: " Неизменно весёлый, улыбающийся, оживлённый, подхватывающий на лету любую мысль(если она этого стоила), он легко шагал к собеседнику через это пространство, в то время как собеседник ещё только примеривался, чтобы сделать первые робкие шаги. Видно было, что каждый день для негоподарок, а каждая минута, когда он не работал, не пустая трата времени, а отдохновение души " .

продолжение 1 , 2 , 3 , 4, 5, 5


Использование любого материала требует разрешение автора и ссылки на сайт автора.
Все права на материалы принадлежат автору.  
По любым вопросам обращаться по электронной почте.